ПЕТЕРБУРГСКИЙ КНИГОВИК Прошлое о настоящем Константин ФРУМКИН ДЕМОН С ТЫСЯЧЬЮ ЛИЦ: тема судьбы в русской драме начала ХХ века Когда виноваты не люди Все (начиная с Андрея Белого) говорят, что Рок — Истинная движущая сила в пьесах Чехова. <...> «Иванов» — пьеса о человеке, который не хотел жениться и застрелился перед свадьбой. <...> По ходу пьесы выясняется, что вообще молодые люди в данное время и в данном месте не хотят жениться. <...> .» Философствовать — это значит давать конкретные имена той силе, которая гнетет людей, и Горький — самый яркий пример такого «философствования» в драматургии. <...> НЕВА 3’2016 212 / Петербургский книговик «Социальные условия», которыми в «Иванове» безымянный «3-й гость» пытается объяснить склонность молодежи к безбрачию — понятие, находящееся на полдороги от конкретных и названных по имени и фамилии «волков», терзающих жертву к совершенно безликой силе, называемой критиками эвфемизмом «судьба». <...> Стогов, герой «Фальшивой монеты», представший перед своей сожительницей после нескольких лет разлуки, говорит «Я твоя судьба» — Б. А. Бялик указывает, что Стогов пытается присвоить себе власть судьбы. <...> В финале драмы Михаила Булгакова «Кабала святош» летописец Лагранж, размышляя о причинах внезапной смерти Мольера, произносит: «Что же явилось причиной этого? <...> «Рок, дьявол или жизнь»: Горький и Леонид Андреев Слово «Судьба» — конечно, не единственное имя уничтожающей человека анонимной силы. <...> Б. И. Зингерман говорит, что появившаяся вместе с Чеховым так называемая «новая драма» описывает столкновение человека с «трагизмом повседневной жизни», но это словосочетание является скорее обобщающей абстракцией, описывающей самые разные драматические коллизии. <...> Комментируя мысль Б. И. Зингермана о главном конфликте «новой драмы», С. Н. Патапенко пишет: «Трагизм повседневности» может проявляться в разных ипостасях: через реалии социума с его безжалостной системой поглощения личности, через таинственные <...>