Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Философские науки  / №10 2013

ПОРФИРИЙ И ЛЕВИНАС: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПИЩИ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСохань
Страниц13
ID435037
АннотацияВ статье рассматриваются два базовых философских подхода к анализу пищи и гастрономической культуры. Анализ Порфирия базируется на системе бинарных дефиниций – голод/аппетит, страдание/наслаждение, тело/душа, грязь/чистота. Э. Левинас рассматривает пищу как превращение иного в тождественное, трапезу как сопричастность, еду как опыт искренности существования. Эти два концепта задают методологические рамки для анализа современной гастрономической культуры.
Сохань, И.В. ПОРФИРИЙ И ЛЕВИНАС: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПИЩИ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / И.В. Сохань // Философские науки .— 2013 .— №10 .— С. 138-150 .— URL: https://rucont.ru/efd/435037 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 10/2013 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Культура повседневности ПОРФИРИЙ И ЛЕВИНАС: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПИщИ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ* И.В. СОХАНЬ Историческое развитие философской рефлексии над проблемами пищи, питания и гастрономическими практиками существования не носит скольконибудь систематического характера. <...> Философия телесности ограничивается тезисными высказываниями касательно того, что в питании преодолевается граница тела, мир проникает в тело, приобщая/причащая его себе, наполняя содержанием мировости, наделяя сущностными антропологическими свойствами (которые также зависят от базовых культурных кодов – того, как эти коды представлены в гастрономическом). <...> Однако два философа, с разницей почти в 1700 лет, сформировали два подхода к анализу пищи, и, хотя в данном случае невозможно говорить о традиции и преемственности, эти подходы образуют методологическую основу для анализа гастрономических практик. <...> Так что становится все более очевидно, что в отношениях человека и его пищи не человек обладает тотальной властью потреблять что угодно и в какой угодно форме без риска для собственного содержания, а, скорее, пища становится определяющим фактором для части его параметров – для индивидуальной, семейной, социальной идентичности, для статуса телесности, для расположения относительно культурных норм, регламентирующих положительный/ отрицательный опыт и т. д. <...> Трактат Порфирия «О воздержании от употребления в пищу одушевленных существ» (в более привычном переводе – «О воздержании от мясной пищи») представляет собой попытку применить философский * Исследование осуществлено в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013 – 2014 гг., проект № 12010001. <...> 138 Культура повседневности язык для описания значения пищи в качестве онтологического регулятора жизни, отражающего нахождение человека в истине, или степень <...>