Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Философские науки  / №10 2013

УЧЕНИЕ О МИРЕ В ДИССЕРТАЦИИ И. КАНТА «О ФОРМЕ И ПРИНЦИПАХ ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМОГО И ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОГО МИРА» (150,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильева
Страниц9
ID435034
АннотацияСтатья посвящена проблеме интерпретации И. Кантом понятия «мир» в инаугурационной диссертации 1770 г. В представлении Канта того времени «мир» есть сложная двухуровневая система, охватывающая как область, доступную чувственному познанию, так и сферу ноуменальную, постигаемую через идеи рассудка.
Васильева, М.Ю. УЧЕНИЕ О МИРЕ В ДИССЕРТАЦИИ И. КАНТА «О ФОРМЕ И ПРИНЦИПАХ ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМОГО И ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОГО МИРА» / М.Ю. Васильева // Философские науки .— 2013 .— №10 .— С. 107-115 .— URL: https://rucont.ru/efd/435034 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 10/2013 ПАНОРАМА МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Зарубежная философия. <...> Современный взгляд УЧЕНИЕ О МИРЕ В ДИССЕРТАЦИИ И. КАНТА <...> «О ФОРМЕ И ПРИНЦИПАХ ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМОГО И ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОГО МИРА» М.Ю. ВАСИЛЬЕВА Одной из фундаментальных задач кантовской диссертации 1770 г. является ограничение сферы опыта и выведение феноменов в качестве объектов нашей чувственности, так же как и определение функции рассудочного познания. <...> Вследствие изначального различия чувственной и рациональной способностей и соответствующего им деления на два отличных друг от друга мира создаются своего рода две реальности: одна – познаваемая в чувствах, но не отражающая внутренней природы вещей, и другая – как представляющая эту внутреннюю природу, но неспособная выразить ее чувственным образом. <...> И то, и другое можно толковать как «мир», главное – решить, какими средствами мы для этого воспользуемся: абстрактными понятиями рассудка или же данными чувств и условием времени. <...> Именно такое разноуровневое толкование понятия «мир» Кант и принял во внимание в исследовании его «двоякого происхождения», подчеркивая при этом опасность совершенно произвольной его интерпретации. <...> Для уточнения понятия мира Кантом было выделено три момента: материя, форма и всеобщность. <...> Под материей следовало понимать все субстанции, представленные в мире, под формой – их координацию, а под всеобщностью – соединение абсолютно всех частей. <...> Следовательно, остается понять, как представить дефиницию мира как совокупность субстанций и отношений между ними и, кроме того, ответить на вопрос, можно ли в принципе иметь представление о таком мире. <...> Как было отмечено выше, Кант нашел решение в утверждении различия чувственной и рассудочной способностей, или чувственности М.Ю. ВАСИЛЬЕВА. <...> Чувственность понимается как «восприимчивость субъекта, при помощи которой возможно, что на состояние представления самого субъекта определенным <...>