Опыт философского осмысления УЧЕНИЕ О ЦЕЛОСТНОСТИ ФН – 10/2013 В ПЕРСПЕКТИВЕ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ* Ю.Н. СОЛОНИН Предметом настоящей статьи является проблема целостности и восстановления значения целостности в качестве базовой категории при формировании новой картины мира и новой методологической перспективы, которую по аналогии с системным подходом следует обозначить как целостный подход в теории познания. <...> Необходимость в такой радикальной перестройке всего концептуального базиса современного рационализма кроется, по нашему суждению, в исчерпанности квантитативного научнофилософского мышления, утвердившегося около трех с половиной веков назад, благодаря которому создан научнотехнический фундамент и возведена современная цивилизация. <...> Неоднократно отмечалось, что сердцевиной этого фундамента является особого рода рационализм, выражающий все характеристики понимания предметов своего интеллектуального освоения в языке количественных, калькуляционноконструктивных и формальных понятий и отношений. <...> Опыт философского осмысления обстоятельство лежит в основании того методологического кризиса, который характеризует современную исследовательскую ситуацию в целом1 Наш вывод заключается в том, что предстоит восстановить статус качественного понимания реальности, и в первую очередь за счет квалитативных понятий расширить научный язык и методологию. <...> Учет качественности должен повести к переосмыслению таких методологических характеристик, как строгость, точность, конкретность, и в итоге – традиционного рационализма. <...> Проблема целого (целостности) не является новой ни для философии, ни для науки. <...> Так, авторы статьи, открывающей сборник работ, в которых исследуется состояние проблемы целостности в современной научнофилософской мысли (его участники, впрочем, предпочитают пользоваться иным термином – «холизм»), отмечают, что «холистические философии, вероятно <...>