Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №9 2014

РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЧикин
Страниц14
ID434999
АннотацияПроблема понимания тела в феноменологической философии ХХ в. позволяет не только наглядно представить трансформации исследовательских программ отдельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. Рассмотренная через призму этой проблемы «Структура поведения» Мерло-Понти показывает, как философ принимает и изменяет психологические идеи и в каком направлении он ведет феноменологию. Его исследовательская программа – обращение к конкретному существованию человека и его живому опыту.
Чикин, А.А. РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ / А.А. Чикин // Философские науки .— 2014 .— №9 .— С. 29-42 .— URL: https://rucont.ru/efd/434999 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 9/2014 Историко-философский экскурс РАЗВИТИе ПРОБЛеМЫ ТеЛеСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССеРЛЯ К МеРЛОПОНТИ А.А. <...> ЧИКИН В феноменологической философии ХХ в. есть одна проблема, развитие которой позволяет не только наглядно показать трансформации исследовательских программ отдельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. <...> В данной статье будет показано, что мотивировало ее разработку в философии основателя феноменологического движения, Эдмунда Гуссерля, а также какие идеи Гуссерля вдохновляли затем французскую феноменологию. <...> Для Гуссерля проблематика телесного опыта становится необычайно важной с переходом к трансцендентальной феноменологии. <...> Тем не менее проблеме телесности у Гуссерля не посвящено отдельного тома Гуссерлианы. <...> Качественное различение типов психических фактов в реальном телесном присутствии (leibhaft) и в воображенном вероятном (glaubhaft), конституирование вещи в пространстве, т.е. теоретикопознавательные задачи, например, необходимость очищения теории познания от психологизма, на наш взгляд, – это тот контекст, в котором живое тело создает проблемы для феноменологического метода и в котором последний признает его особый статус. <...> Живое тело субъекта становится для Гуссерля позднего периода, в «Картезианских медитациях», основой конституирования субъективного и интерсубъективного опыта. <...> Субъективная телесность «Картезианских медитаций» 29 Развитие феноменологических идей в герменевтическом повороте, начиная с Хайдеггера, приводит к позиции, отличной от позиции Гуссерля: субъект оказывается изначально вброшенным в свой опыт, находит себя в нем, разбирается в своем опыте, но не конституирует его. <...> Гуссерль же не видел иной возможности, кроме развития картезианского пафоса, хотя во многом выступал антикартезианцем в описании субъектобъектных отношений. <...> Гуссерль ставит субъекта в центр отношений в опыте окружения <...>