РАЗНОЕ О репетиторстве и его уроках Александр Привалов Ч то многие старшеклассники занимаются с репетиторами, знают все. <...> Насколько многие, известно меньше, а опубликованные цифры я на днях увидел впервые. <...> Добрые люди прислали мне ссылку на работу, в которой исследователи одной из структур ВШЭ «развенчали миф об эффективности репетиторства». <...> По данным широкого опроса (авторы опросили три тысячи учеников из сотни школ трёх очень разных регионов), русским языком дополнительно занимались 48% одиннадцатиклассников (30% ходили к репетиторам, 28% — на вузовские курсы), а математикой — 55% (39% учились у репетиторов, 28% — на курсах). <...> Доли, на мой вкус, ошеломляюще высоки, однако профессионалы, с которыми я эти цифры обсудил, склонны считать, что они скорее занижены. <...> Как бы то ни было, распространение репетиторства столь велико, что неизбежен вывод: школа как единая национальная система с поставленными перед ней задачами не справляется. <...> К тому, к чему она берётся подготовить учеников, она сама их подготавливать не в состоянии. <...> Знают ли руководители образования о разгуле репетиторства? <...> Репетиторство снижает степень недовольства родителей: их энергия отводится в безопасное для начальства русло. <...> Репетиторство заставляет людей платить за формально бесплатный аттестат и, поскольку изрядную часть репетиторов составляют школьные учителя, смягчает материальные проблемы учительского корпуса — и всё это не требует от Минобра никаких дополнительных усилий. <...> Нужно только не признавать, что репетитор хоть как-то причастен к успехам школы, каковы они ни есть: выросли баллы по ЕГЭ — это мы молодцы, реформаторы! <...> А репетиторство — так, смешное порождение преувеличенных страхов нервной мамаши да лени отпрыска. <...> Тут самое время вернуться к развенчанию мифа об эффективности репетиторства. <...> С тех пор как лет уже пятнадцать назад будущий советник президента по экономике и будущий противник режима Илларионов бегал по Москве <...>