54 КУЛЬТУРА Вячеслав Суриков Жажда живописи В России страсть к приобретению произведений искусства все еще не столь велика, чтобы удовлетворять ее тиражной графикой. <...> Но не исключено, что такие работы не пользуются широким спросом потому, что большинство потенциальных покупателей просто не знают о своих возможностях И нспирированная арт-дилерами идея, что было бы неплохо, если бы российские обыватели, которые могут себе позволить потратить тысячу-другую евро, стали покупать тиражную графику, стала проговариваться в российских медиа еще во второй половине нулевых. <...> И в самом деле, речь идет о произведениях искусства, в том числе старых мастеров, но растиражированных до степени доступности по цене. <...> Сейчас с высоты минувших дней можно говорить, что каких-то значимых последствий эта инициатива не возымела. <...> Все-таки в России идея коллекционировать произведения искусства чаще приходит в голову состоятельным людям на том уровне, когда их состояние начинает исчисляться миллиардами. <...> Но тогда уровень амбиций заставляет их набрасываться на дорогостоящие картины, написанные маслом на холсте. <...> Причем арт-дилеры настаивают на высокой ликвидности таких произведений: гравюры, офорты и эстампы, по их уверениям (не всегда искренним), можно приравнять чуть ли не к денежным купюрам. <...> Но есть еще один гигантский плюс, который в совокупности с ликвидностью дает синергетический эффект: тиражная графика в отличие от живописи не переоценена. <...> Например, почти в любом европейском городе в лавке, торгующей произведениями искусства, можно за несколько сотен евро купить, например, гравюры начала XVII века, произведенные в мастерской Матиаса Мириана. <...> В Италии можно за несколько тысяч приобрести архитектурные пейзажи Джованни Пиранези. <...> За пару десятков тысяч евро можно уже стать владельцем первоклассного произведения, которое, скорее всего, уже не будет дешеветь. <...> Само по себе приобретение листа, пусть и бумажного, возраст <...>