Методология Государственная итоговая аттестация по русскому языку: антропологический подход Цыбулько Ирина Петровна кандидат педагогических наук, ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку, kim@fipi.ru Ключевые слова: личность, развитие, государственная итоговая аттестация, лингвоконцептоцентрическая модель, целостное знание, контекстуализация знаний. <...> И. И. Срезневский За два десятка лет современная методика обучению русскому языку направила вектор развития в область антропологии и расширила свою терминологическую систему, включив в неё такие базовые понятия, как «языковая личность», «языковая картина мира», «национальная концептосфера языка», «национальная/этническая ментальность», «диалог культур», «лингвокультурный концепт», «лингвокультурологическая задача» и т. п., а наполнение преподавания русского языка в российской школе постепенно начинает изменяться в пользу смысла и содержания. <...> Данные социологических исследований1 говорят о том, что, во-первых, в нашем сегодняшнем менталитете вековые архетипы («уклад бессознательной духовности» — по И. А. Ильину) сочетаются с разрушением традиционного уклада жизни, с формированием общества современной массовой культуры, оторванного от своих традиционных исторических корней. <...> Во-вторых, «духовность» перестала быть монополией народа как целостной общности, а стала в первую очередь прерогативой личности. <...> И в этом смысле важнейшей является проблема, связанная с тем, чтобы, сохранив в XXI веке основы русской цивилизации, её исторической 1 Бызов Л. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2016 9 Методология Цыбулько И. П. <...> Государственная итоговая аттестация по русскому языку: антропологический подход и культурной идентичности, сделать её одновременно жизнеспособной, современной, соответствующей ментальности и образу жизни молодых россиян. <...> Очевидным образом с трансформацией педагогической <...>