ФРГ: СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Людмила Ивановна Писарева, старший научный сотрудник Центра педагогической компаративистики Института стратегии и развития образования РАО, кандидат педагогических наук, pisareva-l@list.ru • демократические преобразования • коллегиальное управление • школьный надзор • учительские конференции • школьные советы • ученическое представительство Федеративная республика Германии — децентрализованное государство, объединяющее 16 земель, которые обладают правом генеральной компетенции («верховенства») в управлении в области культуры. <...> Это значит, что они обладают законодательной и административной компетенцией во всех вопросах управления и политики в сфере просвещения, включая радиовещание, государственные библиотеки, театр, школьное, профессиональное и вузовское образование. <...> Данное право — это наследие и традиции так называемого культурного федерализма (или культурной автономии земель), уходящего своими корнями в историю самостоятельных германских государств. <...> Управление образованием осуществляется на уровне Федерации, земель, местных органов власти и на внутришкольном уровне. <...> Высшей инстанцией в системе управления школьным образованием являются министерства культуры и образования земель во главе с министрами, которые несут ответственность за деятельность своих министерств перед кабинетом министров, куда они входят на правах его членов и членов ландтага (парламента земли). <...> Министерства культуры и образования земель, в структуру которых входят несколько инстанций, обладают правом осуществлять так называемый «школьный надзор», принимать решения, издавать директивы, обязательные для всех руководителей школ и учителей. <...> Школьные отделы, среднее управленческое звено, решают всю совокупность административных проблем, касающихся общеобразовательных школ 1-й ступени среднего образования и профессиональных школ. <...> 48 Школьные советы, нижестоящая <...>