ГУМАНИТА РНАЯ СУТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Валерий Николаевич Клепиков, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО», учитель математики и этики МБОУ, СШ №6 г. Обнинска, klepikovvn@mail.ru • живая математика • личность школьника • общечеловеческая культура • профилизация • гуманизация • гуманитаризация • культурно-исторический подход • математические идеи • ценности • метапредметность • диалог культур • цивилизационный код • целое • доля • часть Когда перелистываешь очередной школьный учебник математики, то в очередной раз возникает гнетущее ощущение устремлённости предлагаемого учебного материала в «дурную бесконечность». <...> По сути каждый учебник предлагает «энное» количество задач или примеров по мере возрастания сложности, чтобы научиться решать задачи или примеры определённого типа. <...> Однако содержательная основа учебника не составляет органического единства и не имеет интригующей сюжетной канвы, близкой внутреннему миру ребёнка. <...> Это совершенно верно, ценность математики очень значима в её практических воплощениях, но наличие практических приложений не должно препятствовать тому, чтобы она рассматривалась не только как наука, но и как органичная часть общечеловеческой культуры. <...> Только лишь формально-логическое, а значит, наукообразное и отчуждённое от человека преподавание математики чутко улавливают дети. <...> В ходе подобных уроков не покидает ощущение чего-то незавершённого, откладываемого на неопределённую перспективу, которая в лучшем случае приоткроется лишь через месяцы и годы. <...> Будут ли дети в восторге, если им объявят очередную цель: «научиться решать квадратные уравнения»? <...> Современному ребёнку нужно обязательно 60 разрешить какую-нибудь личностную или общечеловеческую проблему (или хотя бы соприкоснуться с ней). <...> Замечательно то, что живая математика решает не только общечеловеческие <...>