РАЗДЕЛ III / ЧТЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО: ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ Итак, возможна успешная литературно-творческая деятельность в диаде «ребенок-рассказчик – взрослый-слушатель» (при использовании специальных средств) уже в младшем дошкольном возрасте. <...> Субъектность (понимаемая как самостоятельность, произвольность, опосредствованность и способность к децентрации) в литературно-творческой деятельности дошкольников проявляется в форме разнообразных психологических новообразований – интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и ценностных. <...> Условиями становления субъектности в литературно-творческой деятельности у старших дошкольников являются смена позиционно-ролевых отношений в специфической общности «рассказчик – слушатель» (в паре со взрослым, а затем и со сверстником) и использование специальных средств – карточек с изображением персонажей, предметов и мест действия, приобретающих в процессе совместной литературной деятельности функцию символического опосредствования творческих действий. <...> Рассмотрение литературно-художественного творчества и художественного восприятия как единой системы художественной коммуникации способствует выявлению условий и «механизмов» литературно-художественной деятельности и характера влияния ее на психическое развитие ребенка, в частности, на развитие такого важнейшего психологического новообразования, как субъектность [66], [67]. <...> / 89 / СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. связь личностного и литературно-творческого развития у старших дошкольников (по результатам экспериментально-психологического исследования) задачей данного исследования было выявление взаимосвязи литературного развития, субъектности и ориентировки в мотивах поведения у старших дошкольников (т. е. детей из старшей и подготовительной групп). <...> Т. е. помимо прежней задачи установления зависимости субъектности и литературно-художественного развития <...>