ПСИХОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА В ДИАЛОГЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Н.А. <...> Шеманова, г. Москва ЖИЗНЕННЫЕ КРИЗИСЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОТРАЖЕНИИ Важным аспектом воспитания ребенка является то, что необходимо научить его выражать свои чувства в сложных травмирующих ситуациях, в ситуациях кризиса, вызванными как событиями жизни, так и возрастными переходами. <...> У ребенка, имеющего опыт, приобретенный через героев художественных книг, имеется возможность вспомнить механизмы преодоления кризисов, когда он станет взрослым. <...> Опыт идентификации себя с героем художественного произведения помогает взрослому человеку выразить свои чувства и тем самым помочь ему пережить травмирующие события, вспомнив героев романа, перенесших схожие переживания. <...> Дальнейшее описание внутреннего мира человека представлено нами согласно категориальной феноменологии, предложенной Г. Элленбергом. <...> Мы рассмотрим отдельные аспекты кризиса сквозь призму того, как он отражался в различных произведениях литературы [9]. <...> вводит понятие «свободное пространство», которое человек в норме ощущает вокруг себя и которое дает ему ощущение полноты жизни. <...> У человека во время кризиса все внимание направлено на себя. <...> У человека, находящегося в кризисе, возникает желание оторваться от близких, от закрепленных стереотипов общения. <...> Он может временно уехать или даже развестись с супругом, чтобы начать жизнь заново. <...> Наезженные образцы поведения с родными и сослуживцами давят на человека, находящегося в кризисе, и создают ощущение тюрьмы, из которой ему необходимо вырваться. <...> Это стремление человека к свободе и уединению неоднократно описывалось в современных пьесах и фильмах (пьеса Е. Гришковца <...> Ощущение освобождения, к которому стремится человек, переживающий кризис, описано в рассказе А. <...> Муж и жена жили друг с другом, убегая от страха и от одиночества. <...> Жена однажды поняла, что она ничего не преодолела в жизни, что она не была счастлива, что она умрет, так и не узнав освобождения <...>