Миронова, г. Москва РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОЙ КНИГЕ ПРИНЦИПА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Многие исследователи отмечают двойственность природы художественного текста, полноценное восприятие которого предполагает сочетание понимания с эмоциональным откликом. <...> Б.М. Теплов включает эмоциональный отклик в понятие понимания, подчеркивая, что «понять произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и на этой основе поразмыслить над ним» [8, с. <...> По нашему мнению, нельзя однозначно определить, что в процессе понимания лирической поэзии первично – эмоции или осмысление, поскольку они неразрывно друг с другом связаны. <...> Об этой связи говорил Л.С. Выготский, подчеркивая, что «эмоции в искусстве суть умные эмоции» [1, с. <...> Как показали проведенные нами экспериментальные исследования, большинство современных подростков испытывают серьезные трудности в понимании лирической поэзии, в процессе чтения остаются эмоционально и интеллектуально пассивными [6]. <...> Даже отвечая на вопросы по тем стихотворениям А.С. Пушкина, которые были пройдены на уроках литературы, учащиеся 6–8-х классов, как правило, демонстрировали отсутствие или низкий уровень понимания содержащейся в них фактуальной информации (описанных событий, героев, времени и места действия), практически не могли вычерпать концептуальную информацию (систему отраженных в тексте взглядов, мыслей и чувств автора). <...> Также достаточно низким был уровень эмоциональной отзывчивости подростков, под которой мы понимаем процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, что обусловливает понимание его эмоционального содержания. <...> Учащиеся обычно выделяли одну эмоцию, представленную в стихотворении (например, радость по поводу приезда друга или солнечного зимнего утра), не раскрывали особенности ее языкового выражения и проходили <...>