Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 573197)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Живописный этюд в условиях пленэра: учеб. пособие (646,80 руб.)

0   0
Страниц114
ID775185
ISBN978-5-8149-2958-7
Живописный этюд в условиях пленэра: учеб. пособие / Е.В. Боброва .— 114 с. — ISBN 978-5-8149-2958-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/775185 (дата обращения: 27.11.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Живописный_этюд_в_условиях_пленэра_учеб._пособие_.pdf
УДК 75(075) ББК 85.14я73 Б72 Рецензенты: Н. К. Пронина, канд. пед. наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка ОмГПУ; Г. Е. Лузянина, член СХР, заведующая отделом научно-просветительской и экспозиционной деятельности ГОХМ «Либеров-центр» Боброва, Е. В. Живописный этюд в условиях пленэра [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. В. Боброва ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Электрон. текст. дан. (52,26 Мб). – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019. – 1 электрон. опт. диск. – Минимальные системные требования: процессор Intel Pentium 1,3 ГГц и выше; оперативная память 256 Мб и более; свободное место на жестком диске 260 Мб и более; операционная система Microsoft Windows XP/Vista/7/10; разрешение экрана 1024×768 и выше; акустическая система не требуется; дополнительные программные средства Adobe Acrobat Reader 5.0 и выше. – ISBN 978-5-8149-2958-7. В учебном пособии излагаются краткие теоретические сведения об этюдной пленэрной живописи, основные понятия и определения; раскрываются основы композиции пейзажа; содержатся задания, формирующие и развивающие навыки создания пейзажа с натуры. Для закрепления материала в конце каждой темы даны контрольные вопросы. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 54.03.01 «Дизайн» Института дизайна и технологий ОмГТУ, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов в области художественного образования. Редактор К. В. Муковоз этюд Е. В. Бобровой «Полдень в Аполлоновке» (фрагмент). 2018. Х. м. ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Компьютерная верстка Е. В. Макарениной Для дизайна этикетки использован Сводный темплан 2019 г. Подписано к использованию 22.11.19. Объем 52,26 Мб. 2 © ОмГТУ, 2019
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Целью настоящего учебного пособия является научное обоснование и освещение методики ведения живописного этюда в условиях пленэра в соответствии с программой творческой учебной практики, а также углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных студентами на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам (академическая живопись, академический рисунок, композиция, пропедевтика, цветоведение и колористика). Пособие содержит тезаурус, укладывающийся в необходимый для формирования профессиональных компетенций студента-дизайнера терминологический аппарат. Во введении рассматриваются место и функции учебной творческой практики в ряде общепрофессиональных и профессиональных дисциплин (академическая живопись и академический рисунок, пропедевтика, цветоведение и колористика). В первой главе описывается история становления европейской и отечественной пейзажных школ, зарождение пейзажа как самостоятельного жанра живописи; рассматриваются различные методические подходы к живописи на пленэре, приводятся методики работы над пейзажем выдающихся русских художников и педагогов. Так, в первой главе читатель знакомится с основными задачами пленэрной живописи, способами передачи световоздушного пространства в контексте развития истории жанра и вместе с тем может проследить отмеченные в содержании материала параллели в развитии отечественной и зарубежной пейзажной традиции. Вторая глава полностью посвящена композиции пейзажа и это неслучайно, поскольку композиция является многокомпонентным понятием, требующим к себе особого внимания. Кроме того, работа студента первого курса на пленэре сопряжена с рядом трудностей: изменяется размер изображаемых объектов, пространство приобретает более существенную, чем в натюрморте или даже живописи интерьера, глубину. Отсюда и сложности в выборе пейзажного мотива, а также в поиске его масштаба по отношению к формату листа. Глава призвана облегчить понимание композиционных задач на первых этапах работы на пленэре, а также способствовать наибольшей свободе в композиционном поиске на дальнейших этапах живописи этюда на открытом воздухе. Умение организовывать цветовую изобразительную плоскость является необходимым атрибутом профессионального становления дизайнера, частью его профессиональной культуры. Поэтому принципы составления цветотоновой структуры листа 3
Стр.3
в живописной композиции пленэрного этюда объединены в пособии в отдельную тему. Правила и законы живописной композиции подкреплены доступными примерами из истории изобразительного искусства. Третья глава посвящена пространственным построениям в пейзаже, способам передачи его глубины, иллюзии трехмерности объектов в глубокой среде. Также в главе приводится теоретическое обоснование живописных методов достоверной передачи быстроизменяющегося состояния световоздушной среды в зависимости от качества (интенсивности и цвета) освещения, времени года и времени суток. На основе конкретных примеров автор раскрывает суть рефлексовой взаимосвязи предметов в живописи, явления обусловленности цвета, описывает принцип работы с дополнительными цветами в работе над пейзажем. Автор пособия неоднократно обращается к опыту современных мастеров пленэра, наследию русской пейзажной школы. В четвертой главе описываются методические рекомендации к учебным заданиям, проиллюстрированным этюдами студентов 1-го курса направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» согласно действующей в ОмГТУ учебной программе творческой учебной практики (пленэр); даны практические советы по комплектованию оборудования для живописи на открытом воздухе и выбору художественных материалов. В контексте выбора материалов автор настоящего пособия предлагает различные техники работы гуашью, которые могут заинтересовать студентов в процессе выполнения домашних этюдов и самостоятельных творческих экспериментов. Учебные задания, описанные в главе, сопровождаются описанием живописных задач, которые необходимо раскрыть в каждом конкретном упражнении. В конце учебного пособия приводится тезаурус, необходимый для изучения излагаемых в нем материалов, а также два приложения. В первом приложении приведены правила техники безопасности для студентов 1-го курса, отъезжающих для прохождения выездного пленэра (средства обеспечения терморегуляции, организации рабочего места и пр.). Во втором приложении описан творческий опыт самого автора пособия в контексте основных заданий учебной программы. Учебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления 54.03.01 «Дизайн», профили «Дизайн среды», «Дизайн костюма». Пособие адресовано студентам художественных специальностей, преподавателям учреждений среднего специального и дополнительного образования. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически