Граник, г. Москва ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФУНДАМЕНТЕ К созданию нового направления в преподавании школьного предмета «Литература» нас подтолкнули прежде всего работы Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, которые связаны с их исследованиями произведений художественной литературы. <...> В силу этого, прежде чем рассказать о сути направления, созданного нами, остановимся на исследованиях этих ученых. <...> Как известно, работы Л.С. Выготского оказали серьезное влияние на развитие не только психологии, но и ряда других наук. <...> Вместе с тем, как пишет в своих воспоминаниях его друг С.Ф. Добкин, «Достоевский был, может быть, первый человек, который разбудил в нем интерес к психологии» [4, с. <...> Свое мнение С.Ф. Добкин объясняет так: «Думаю, что такой глубокий анализ, вернее, – такое углубленное исследование психической жизни людей, причем экстремальной жизни, конечно, захватывал Льва Семеновича. <...> ». Сегодня уже стало очевидно, что, как сказал С.Н. Рерих, «настало время пугающей широты синтеза» [5, с. <...> А Выготский уже сто лет назад, исследуя литературные произведения, рассматривал их с философской, психологической, лингвистической и литературоведческой сторон. <...> Надо сказать, что Выготский умел найти в любом произведении самое главное – то, из чего в произведении вырастает концептуальная информация (термин И.Р. Гальперина). <...> Так, вспоминал С.Ф. Добкин, в «Моцарте и Сальери» Пушкина самым важным для Выготского были строки: «Все говорят: нет правды на земле. <...> Для меня / Так это ясно, как простая гамма». <...> Итак, у Л.С. Выготского отличительными особенностями были синтетический подход при анализе художественных произведений и удивительное умение найти в каждом самое главное. <...> Теплов еще в 40-е годы прошлого столетия предложил использовать в качестве одного из психологических методов исследования анализ художественной литературы. <...> Свой психологический метод Б.М. Теплов проиллюстрировал двумя литературно-психологическими <...>