Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1  / №1 2016

ПСИХОЛОГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРА В ПСИХОЛОГИИ (40,00 руб.)

0   0
Первый авторНовлянская
Страниц6
ID433195
АннотацияТема настоящего сообщения подсказана двумя работами психологов, отстоящими друг от друга по времени возникновения более чем на полвека. Это статья Б.М. Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литературы» [5] и статья М.А. Степановой «Психологическое лицо литературы» [4]. Они навели меня на ряд мыслей о взаимоотношениях между научной психологией и художественной литературой, которыми я и хотела бы поделиться с читателями. Сразу оговорюсь, что мои размышления не претендуют на завершенность, это только первое прикосновение к серьезной и мало исследованной проблеме, так что жанр статьи я могла бы, вслед за Б.М. Тепловым, также определить как «заметки при чтении», но не художественной, а психологической и искусствоведческой литературы.
Новлянская, З.Н. ПСИХОЛОГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРА В ПСИХОЛОГИИ / З.Н. Новлянская // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 .— 2016 .— №1 .— С. 16-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/433195 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Новлянская, г. Москва ПСИХОЛОГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРА В ПСИХОЛОГИИ Тема настоящего сообщения подсказана двумя работами психологов, отстоящими друг от друга по времени возникновения более чем на полвека. <...> Это статья Б.М. Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литературы» [5] и статья М.А. Степановой «Психологическое лицо литературы» [4]. <...> Они навели меня на ряд мыслей о взаимоотношениях между научной психологией и художественной литературой, которыми я и хотела бы поделиться с читателями. <...> Сразу оговорюсь, что мои размышления не претендуют на завершенность, это только первое прикосновение к серьезной и мало исследованной проблеме, так что жанр статьи я могла бы, вслед за Б.М. Тепловым, также определить как «заметки при чтении», но не художественной, а психологической и искусствоведческой литературы. <...> Общеизвестно, что литература занимается внутренним миром человека, что писатели и поэты открывают нам глубины нашей душевной жизни. <...> Душевная жизнь человека – общий предмет литературы и психологии, и в этом смысле большой писатель всегда является и большим психологом. <...> Общие у психологов и писателей и некоторые «единицы анализа» – такие, например, как переживание, поступок, характер. <...> И те, и другие совершают большие и маленькие открытия, выявляя скрытое для обычного человека содержание его внутренней, душевной жизни, находя то общее, что стоит за единичными и частными ее проявлениями. <...> Но открытия сложных движений человеческой души в литературе делаются не так, как в научной психологии. <...> У людей, занимающихся литературным творчеством, особый метод и проникновения во внутренний мир человека, и «овнешнения», представления того, что открывается в результате подобного проникновения. <...> Он определил главное звено в авторском художественном творчестве и читательском сотворчестве как «вненаходимость», подразумевающую нераздельное единство вживания в предмет – и сохранения позиции <...>