Новлянская, г. Москва ПСИХОЛОГИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРА В ПСИХОЛОГИИ Тема настоящего сообщения подсказана двумя работами психологов, отстоящими друг от друга по времени возникновения более чем на полвека. <...> Это статья Б.М. Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литературы» [5] и статья М.А. Степановой «Психологическое лицо литературы» [4]. <...> Они навели меня на ряд мыслей о взаимоотношениях между научной психологией и художественной литературой, которыми я и хотела бы поделиться с читателями. <...> Сразу оговорюсь, что мои размышления не претендуют на завершенность, это только первое прикосновение к серьезной и мало исследованной проблеме, так что жанр статьи я могла бы, вслед за Б.М. Тепловым, также определить как «заметки при чтении», но не художественной, а психологической и искусствоведческой литературы. <...> Общеизвестно, что литература занимается внутренним миром человека, что писатели и поэты открывают нам глубины нашей душевной жизни. <...> Душевная жизнь человека – общий предмет литературы и психологии, и в этом смысле большой писатель всегда является и большим психологом. <...> Общие у психологов и писателей и некоторые «единицы анализа» – такие, например, как переживание, поступок, характер. <...> И те, и другие совершают большие и маленькие открытия, выявляя скрытое для обычного человека содержание его внутренней, душевной жизни, находя то общее, что стоит за единичными и частными ее проявлениями. <...> Но открытия сложных движений человеческой души в литературе делаются не так, как в научной психологии. <...> У людей, занимающихся литературным творчеством, особый метод и проникновения во внутренний мир человека, и «овнешнения», представления того, что открывается в результате подобного проникновения. <...> Он определил главное звено в авторском художественном творчестве и читательском сотворчестве как «вненаходимость», подразумевающую нераздельное единство вживания в предмет – и сохранения позиции <...>