Санкт-ПетербургСкий гоСударСтвенный универСитет
универСитет дМитриЯ ПоЖарСкого
М. М. Позднев
ПСиХоЛогиЯ иСкуССтва
уЧение ариСтотеЛЯ
Москва — Санкт-Петербург
русский фонд содействия науке и образованию
2010
Стр.1
Рекомендовано к изданию
Редакционно-издательским советом философского факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
Научный редактор:
к. иск. Н. А. Алмазова
Редактор
к. филол. н. Д. В. Кейер
Рецензенты:
д. и. н. А. К. Гаврилов, д. филос. н. А. Г. Погоняйло
Подготовлено к печати и выпущено в свет
Русским фондом содействия образованию и науке
по решению Учёного совета Университета Дмитрия Пожарского
Рецензенты:
д. филол. н. А. Л. Верлинский, д. филос. н. Ю. А. Шичалин
М. М. Позднев. Психология искусства. Учение Аристотеля —
М. — СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. — с.;
4 ил.
ISBN 978-5-91244-027-4
Предназначение искусства — предмет нескончаемых споров, начавшихся
уже в античности. в первой части книги обозреваются мнения древнегреческих
писателей о психологическом воздействии литературы, дан подробный
разбор «Поэтики» ари стотеля; во второй части детально рассмотрена
рецепция знаменитой формулы «очищения страстей» от Средневековья до
новейшего времени. обсуждая проблему катарсиса, автор основывается на
тщательном изучении античной культуры, а также новоевропейской традиции
антиковедения. книга адресована учёному сообществу, всем тем, кто глубоко
интересуется античным миром и вопросами поэтики.
ISBN 978-5-91244-027-4
© М. М. Позднев
© Русский фонд содействия
образованию и науке
Стр.2
Содержание
От автора
Bведение
аристотель и философия искусства
§ 1. теория литературы
§ 2. Эстетика «отображения»
§ 3. Философия творчества
Часть первая
античная психология искусства: VIII – IV векá до н. э.
Глава 1. гомер и гесиод
Глава 2. ранняя лирика и гимнография
Глава 3. дидактическая элегия. Феогнид
Глава 4. Пиндар и вакхилид
Глава 5. трагедия. Эсхил
Глава 6. Софокл
Глава 7. еврипид
Глава 8. комедия. аристофан
Глава 9. ранняя философия
Глава 10. горгий
Глава 11. Платон
Глава 12. аристотель: обзор источников
10
26
45
64
74
85
96
108
123
140
157
178
194
209
226
265
7
Стр.5
Часть вторая
рецепция формулы очищения: di' ™lšou kaˆ fÒbou pera…nousa
t¾n tîn toioÚtwn paqhm£twn k£qarsin
Глава 1. катарсис в сиро-арабском мире
Глава 2. гуманисты
Глава 3. Парадигмы нового времени
Глава 4. девятнадцатый век
Глава 5. новейшая критика
Заключение
Чистые эмоции в театре древних афин
Приложение
Субстанции очищения: k£qarsij в близком контексте
1. Медицина и физиология
2. быт, техника, естествознание
3. религия
4. Философия
670
688
692
696
Библиография
1. аристотель и античная психология искусства (введение. Часть первая) 703
2. катарсис и рецепция «Поэтики» (Часть вторая., Заключение)
734
Указатели
1. Antiqui
2. Recentiores
3. теории катарсиса
776
792
814
341
344
360
398
456
527
640
Стр.6
Глава 5. НОВЕЙШАЯ КРИТИКА
613
независимых автора предложили моральные толкования. Трагедия и комедия
сообщают полезную информацию о правильном, безопасном для себя и
других, общественном поведении; зрители становятся действующими лицами
драмы и впитывают их опыт; вихрь страданий и фантасмагория смеха равно
учат не давать волю буйному «counterego» — реставрирует теорию Корнеля
и Сэмюэля Джонсона (с глухими ссылками) профессор философии в Saint
Mary’s College of Meryland Алан Пасков.1181
«Bei Aristoteles ist die Katharsis
ein Indiz für die erzieherische �endenz der tragischen �ichtung»; греческая
трагедия, как и Сonsolationes римских стоиков, освобождает эмоции «от всего
потенциально чрезмерного», возвращает их к умеренности, под власть
рассудка — объясняет И. М. Нахов.1182
воспринят как obiectivus: нормальные paq»mata очищаются от ненормальных
p£qh. Бернайс и психопатологи понимали ровно наоборот,1183
Родительный tîn toioÚtwn paqhm£twn
но «галиматья»
осталась и в новой трактовке: ведь чистящие средства — тоже p£qh. Да и
кого утешает «Антигона»? Ощутима ли «атмосфера тихой радости» в финале
«Трахинянок», «Троянок», «Геракла»? Тёзка русского учёного Исайя Смитсон
пытается вместо стоического обосновать сентименталистский взгляд, тоже —
tritum pertritum: жалея героев, зритель научается сострадать ближнему.1184
сиса Спаршотта в сборнике, подаренном канадскими литературоведами
семидесятилетнему Нортропу Фрею. В интерпретации Фрея литература
1181
A. Paskow. �hat is Aesthetic Catharsis? // Journal of Aesthetics and Art Criticism 42 (1983)
63–4: «If pity and fear are poerfully experienced, then in some sense the spectator feels his life to be
at stake. He may then have (under ideal conditions) a more vivid and clarified understanding of what
a certain orientation means for his own life. ...�he spectator has new, important, and more correct
cognitive informings of certain orientating feelings». О комедии на стр. 67: «�he appreciacion of
classical comedy involves a catharsis, an experience made possible by a prior (and complex) identification
between spectator and a protagonist whose exaggerated (but not revoltingly destructive)
foibles invite the viewers assent and thus lure him into counterego — e. g. Oedipal, obsessional,
compulsive realms».
1182
Funktion. Hrsg. von H. �uch (Berlin 1983) 196.
1183
I. Nakhov. �atharsis und Consolatio / �ie griechische �rag�die in ihrer gesellschaftlicher
Ibid. 197–8: «p£qoj ist das Übermaß, das �onzentrat dessen, was mit paq»mata gemeint
ist ...p£qhma bezeichnet wesentlich die Norm, p£qoj das Abnorme. ...�as Aristotelische t¾n tîn
toioÚtwn paqhm£twn k£qarsin ist also zu verstehen als Reinigung der genannten und ähnlicher,
normaler, natürlicher Gefühle von allem potentiell Übermäßigen, Abnormen, d. h. von Leidenschaften
(p£qh) die sich der �ontrolle durch den Verstand entziehen». Мало того: «Ziel der �atharsis ist nicht
nur die “Reinigung” im oben beschriebenen Sinne, sondern auch die Schaffung einer Atmosphäre der
Ruhe und Vers�hnung, der stillen Freude»: ibid. 200.
1184
«�xperiencing the plot transforms the spectators into people confronted with a moral action
with wich they are now morally involved, because this action comes to represent a possibility for their
own lifes»: I. Smithson. �he Moral View of Aristotle’s Poetics... 16.
1185
Ibid. 17. Смитсон использует выводы когнитивистов: эмоция есть мысль, сострадание —
оцен ка ситуации, и, покинув театр, мы будем всегда испытывать жалость perˆ tÕn ¢n£xion.
«Catharsis
undergone by an audience has moral implications»; ценность трагедийных
эмоций для Аристотеля «is grounded on their moral nature».1185
Остроумнее других (и большинства ультрановых теорий) статья Фрэн
Стр.613
614
обнимает глубинные представления создающего её народа;1186
Часть II. РЕЦЕПЦИЯ ФОРМУЛЫ ОЧИЩЕНИЯ
трагедия, по
Аристотелю, достигает очищения страстей. Обе идеи возводимы и обычно
возводятся гермневтами к шаткой базе спорных психиатрических тео
рий: катарсис античного поэтолога — к гуморам гиппократовского корпуса;
историкокультурный детерминизм новейшего теоретика — к архетипам
и коллективному бессознательному. Такая интерпретация обесценива ет
мысль: Фрей отошёл от учения Юнга, и катарсис далеко не исчерпывается
медициной. Сила сравниваемых концепций и tertium comparationis есть их
слабость; «incurable vagueness» (по Элсу) не нуждается в лечении: «�he text
Aristotle wrote is inherently vague». Но почему? — интересуется Спаршотт.
А потому, что конечный эффект может быть любым. Универсально лишь
само возбуждение. Снова прорывается указанная выше тенденция. Цитируем
воль терьянскую мысль эстетика из Торонто: «�hy, if not to move the
reader, did the author write movingly of moving incidents? �he audience of
tragedy, we recall, are “to shudder and be sorry”, and �uripides is the “most
tragic” not because his plots are the most lucid or clarifying, but because his
incidents are the most affecting».1187
Это — вторая часть «Загадки катарсиса». Первую Спаршотт посвятил
кри тическому обзору. Трудно вместе с формалистами отрицать, что в определении
трагедии Аристотель учёл психологию восприятия. Равно со мнитель
но, что он наделил драму целебной или просветительской силой. Где
же искать? Аристотель возражал Платону, значит — у Платона. В «Федоне»
Спар шотт находит совпадение: k£qars…j tij tîn toioÚtwn p£ntwn (69c1).
Итак, Poet. 49b27–8 есть реминисценция или «эхо» философского катарсиса —
освобождение нашего убогого земного бытия от диктата удовольствий, страхов
«и всего такого прочего» (prosgignomšnwn kaˆ ¢pogignomšnwn kaˆ ¹donîn
kaˆ fÒbwn kaˆ tîn ¥llwn p£ntwn tîn toioÚtwn: Phdo. 69b4–5).
b4–5). «И благоПолучается,
оразумие,
и справедливость, и доблесть, и самое разум также будут неким
очищением» (kaˆ ¹ swfrosÚnh kaˆ ¹ dikaiosÚnh kaˆ ¢ndre…a, kaˆ aÙt¾ ¹
frÒnhsij m¾ kaqarmÒj tij Ï: c1–3). Жизнь разума чиста от порока, «and it is
tragedy that does it» (философская или платоническая теория).1188
у термина всётаки есть конкретный смысл — очищение ума, способность
к которому Аристотель приписал драме только из азарта, не думая и объяснять,
как она могла бы достичь такого катарсиса, но подетски довольный тем,
что оспорил учителя его же словами. Если бы не желание поставить запятую
1186
«According to Frye’s general theory of literature, it seems, the literature of a civilization enshrines
the most important of its fables, articulating the most pervasive of its structures and the deepest
of its concerns»: F. Sparshott. �he Riddle of Katharsis... 26; курсивом отмечаем разумный скептицизм
критика, долженствующий извинить в глазах коллегантиковедов его смелую аналогию.
1187
Ibid. 27.
1188
Ibid. 23: «It is, as if Aristotle were saying in his katharsis clause, “So far from tragedy being
baneful because of its emotional effects, as Plato urged, those effects bring about the very katharsis
that Plato himself called for”».
Стр.614
Глава 5. НОВЕЙШАЯ КРИТИКА
Платону,1189
615
Стагирит ограничился бы соллицитацией. Вышло, однако, неплохо,
потому что «понимай, как знаешь»: лучшие определения расплывчаты и
легко «трансформируются».1190
После такой резолюции, равноценной признанию бессилия, после отвлечённых
схем философов и моралистов1191
ободряет ультимативное остроумие
медиков, тем более, когда верно избрана мишень — социальный катарсис
«Политики», или, в точной метафоре Энрико Флореса, «оздоровление общественного
тела».1192
Толкование Флореса принадлежит традиции, начало которой
положил Джованни Пинья: театр помогает здоровому государству
оставаться здоровым. Биньями и Дирлмейер объяснили: трагедия «облегчает»;
игра страсти — «recreazione � siologica». Но за полвека вся люстративная псипсихология
свелась к гуморам: современный политик от катарсиса видит врагом
общественного здоровья не банальное утомление, а скопившиеся со времени
прошлых Дионисиев и нуждающиеся в эвакуации вредные perittèmata.1193
Аристотель оценил эффект трагедии даже не с точки зрения психолога, но исключительно
как физиолог.1194
вентилем, без которого общественную машину взорвали бы пары «непереваренных»
страстей, кипящие в душах граждан.1195
Выпущенные жалостью и страхом?
1189
Ibid. 21: «Such a rebuttal would be in a line with Aristotle’s general policy of subverting
Platonism from within. ...In ethics this meant retaining Plato’s ideal of good life while denying that
morality depends on philosophic insight; in metaphysics, it meant retaining the centrality of substantial
forms while denying their separate existence; in epistemology, it meant retaining the deductive structure
of sciences while denying their dependence on a single first principle». Аристотель выглядит у
Спаршотта каким-то одержимым.
1190
Ibid. 28–9.
1191
Что моральное очищение производится от гносеологического, показал Кристиан
Вагнер, чью статью 1984 года Люзерке весьма дальновидно включил в свой сборник последней:
Chr. �agner. “�atharsis” in der aristotelischen �rag�diendefinition / �ie aristotelische �atharsis.
�okumente ihrer �eutung… 423–43. Вагнер признаёт толкование Голдена в исходном и главлавном
пункте: катарсис предполагает готовое знание, «ein Vorwissen» — чтобы отождествить.
«Прояснение» объединяется с «логотерапией» аффекта по Лаину Энтралго. Итог: «dieses
�issen ist weniger intellektuelles, als vielmehr ein sittlisches “�issen”, eine Charakterverfassung.
...“k£qarsij tîn paqhm£twn” ist die Bedingung der M�glichkeiten von �ugend»: ibid. 430; 440, с
не вполне понятным курсивом автора. «Intellectual clarification» надо, по предложению Вагнера,
заменить на «ethische Aufklärung».
1192
�. Flores. La catarsi aristotelica dalla Politiсa alla Poetica // Annali dell’Istituto universitario
orientale di Napoli. Sezzione filologicoletteraria 6 (1984) 49: «Alla k£qarsij tîn farm£kwn per il
corpo del singolo individuo corrisponde, per il corpo sociale, la k£qarsij tîn tragwidiîn». То же:
María del Pilar Montero Honorato. Aristoteles y la education musical // Studium Ovetense 11 (1983)
19: катарсис — «una especie de medicina homeopática».
1193
sanity and the balance of individual and community».
1194
J. M. �alton. �he Greek Sense of �heatre: �ragedy Reviewed (London — New York 1984)
26: «As an experience, the watсhing of tragedy is a kind of spiritual emetic, contributing actively to the
go e di un medico, non di un esteta, un letterato, o di uno psicologo».
1195
�. Flores. La catarsi aristotelica... 45: «L’analisi aristotelica и in partenza quella di un fisioloIbid.
48: «Il corpo soсiale della citt� ha bisogno della catarsi tragica come momento funziofisiolofunzionale
del sistema che trova le valvole regolatrici, a intervalli determinati, della sua esistenza attraverso
Трагический катарсис — учит Флорес — служил
Пары жалости и страха?
Стр.615
616
Часть II. РЕЦЕПЦИЯ ФОРМУЛЫ ОЧИЩЕНИЯ
Катарсис комедии не обсуждался с двадцатых годов. Тему обновил Ричард
Джанко в капитальном издании �ractatus Coislinianus с критикой текста, парал
лельными местами и экзегетическими этюдами. После вос торгов своих
первых читателей в XIX веке Коаленов Аноним никогда не имел столь от важного
по клонника. Джанко написал от первого лица («I wish to discuss comedy»
etc.) восемнадцать (!) глав второй книги «Поэтики», распростра няя квазиаристотелевскими
рассуждениями соответствующие параграфы Трак тата.1196
В третьем, как помним, стоит: Øfaire‹ t¦ fober¦ paq»mata tÁj yucÁj di'
o„ktoà kaˆ dšouj, и пояснение: summetr…an qšlei œcein toà fÒbou. У Джанко
(сохраняем его маркировку, отличающую текст Анонима от реконструкций изиздателя)
вышло: «If a tragedy is properly constructed, it removes the mind’s emotions
of fear and pity by means of the representation of pitiful and fearful events.
Tragedy aims to achieve a balance or equilibrium in the spectator’s feelings of
fear and suchlike, by giving these feelings a moderate and controlled expression
by means of dramatic representation».1197
Бернайсу Трактат оказался бесполеззным:
значит, его теория, противоречащая k£qarsij tîn ¡martiîn Филодемa
и ¢fos…wsij tîn paqîn Проклa, и Олимпиодору, и Ямвлиху (все они, якобы,
читали вторую книгу), ошибочна; текст Трактата, по Джанко, подтверждает
современное интеллектуалистическое толкование 49b27, согласно которому
страсти зрителя, стимулируемые верным изображением страстей героя, «are
made comprehensible».1198
и жалость, трагедия их «умеренно и безвредно» упражняет.1199
Действуя страхом и жалостью на «латентные» страх
Снова «гаl’istituzione
delle feste dionisiache con scadenza periodica annuale». Общей концепции отечает
перевод: «per mezzo della pietà e del terrore producendo la eliminazione di tali (di queste e
simili) passioni che residuassero in quanto in eccesso, chioè l’espurgazione periodica delle passioni
residue»: ibid. 43–4. Общий объект очищений — несваримый осадок; даже безумие
Ореста — per…ttwma.
1196
R. Janko. Aristotle on Comedy... 92–9. Текст переиздан в составе книги: Aristotle’s
Poetics I, with the �ractatus Coislinianus, a Hypothetical Reconstruction of Poetics II, the
Fragments of the On Poets. �ransl. with Notes by R. Janko (Indianapolis — Cambridge, Mass.
1987). Книгоиздатели «помогли» автору, живо использовав популярность Умберто Эко, чей
бестселлер «Имя розы» вышел накануне: «�he text described in the novel is the one whose
authenticity �r. Janko here defends». И в рассказанной Эко истории, и в том, что учёные
монахи XIII века, такие как Вильгельм Мёрбеке, могли принять Трактат за продолжение
«Поэтики» Аристотеля, нет ничего невероятного. Беллетристике приятно возвращаться в
XIII век. Стоит ли науке?
1197
1198
R. Janko. Aristotle on Comedy: �owards a Reconstruction of Poetics II... 93.
Ibid. 142; комментатор не лукавит
авит:: «In reaching this conclusion I am persuaded by a growgrowing
body of criticism, led by L. Golden». На предыдущей странице Джанко соглашается с Хэмфри
Хаусом и Лессингом, который «has argued along House’s lines». Cпорные тезисы автор защищает
с большим энтузиазмом: «Smith is surely correct», «indeed, Cooper must be wrong» etc. Между тем
незадолго до опубликования «Poetics II»
II» Кристофер Гилл справедливо заметил: трагедии страрастей
разнятся с трагедиями характеров тем, что p£qoj исключает «critical or ethical detachment»:
R. Janko. Aristotle on Comedy... 142.
C. Gill. �he Ethos / Pathos Distinction... 166.
1199
Стр.616