ЛЮДИ КНИГИ ТРИ н квадрата еоч е видного туры с таинственным именем «Три квадрата», пожалуй, – один из главных культуротворцев последних пятнадцати лет (и небольшие тиражи ничуть этому не противоречат, – скорее, напротив – подчеркивают). <...> Без их изданий – запоминающихся, между прочим, уже внешним видом – российский интеллектуальный ландшафт, несомненно, был бы во многом другим. <...> Дело не только в том, что за полтора деИздательство интеллектуальной литерасятилетия работы совсем небольшой коллектив «Квадратов» успел издать не одну сотню книг по философии, архитектуре, истории искусства, литературоведению, языкознанию… и это – не считая периодического издания, философского – точнее, «философско-теоретического», как заявлено у него на обложке, – журнала с не менее, чем у самого издательства, загадочным названием «Синий диван». <...> Уже одного «Синего дивана» – выходящего с момента основания издательства; теперь – по номеру в год, а бывало, что выходило и по три, – и имеющего выраженно-индивидуальный облик и темперамент (диапазон интересов – от философии визуальных искусств до вампиров и протестного движения) вполне хватило бы для серьезного вклада в отечественную историю идей. <...> Свою культурную позицию сотрудники издательства обозначают сдержанно: «гуманитарная литература для подготовленного читателя». <...> . Во многих отношениях они занимают позицию первооткрывателей, разведчи115 «З–С» Июнь 2016 ков, выявителей неочевидного. <...> Та же работа продолжается в серии «Художественные сокровища российской провинции» – о провинциальных музейных коллекциях, о собранном в них народном и церковном искусстве, под научной редакцией петербургского историка архитектуры и народного искусства, кандидата искусствоведения Михаила Мильчика. <...> Вот тут «Квадраты» точно первые: никто до сих пор не описывал всех этих залежей подряд, в рамках единого проекта, с такой систематичностью, научной основательностью (в «Приложении <...>