Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2015

Тверьянович К.Ю. Русский стих 1735–1810-х годов. Метрика и строфика: Антология. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. 320 с. (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКормилов
Страниц9
ID428122
АннотацияПредваряя это учебное пособие для высших учебных заведений Российской Федерации, его научный редактор П.Е. Бухаркин ставит книгу в ряд других учебных книг по русской литературе XVIII в., изданных Петербургским университетом, и подчеркивает особую роль данного столетия в истории стиха: тогда возник, прежде всего благодаря В.К.Тредиаковскому и М.В.Ломоносову, русский вариант силлабо-тоники, на протяжении всего периода развивавшийся и совершенствовавшийся. Казалось бы, очевидно, что «при изучении истории русской литературы XVIII века стиху должно уделяться подчеркнуто пристальное внимание; этого, однако, не происходит, более того, университетское образование не располагает соответствующими учебными пособиями» (с. 3). Помочь делу и призвана антология К.Ю.Тверьянович.
Кормилов, С.И. Тверьянович К.Ю. Русский стих 1735–1810-х годов. Метрика и строфика: Антология. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. 320 с. / С.И. Кормилов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2015 .— №5 .— С. 190-198 .— URL: https://rucont.ru/efd/428122 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предваряя это учебное пособие для высших учебных заведений Российской Федерации, его научный редактор П.Е. Бухаркин ставит книгу в ряд других учебных книг по русской литературе XVIII в., изданных Петербургским университетом, и подчеркивает особую роль данного столетия в истории стиха: тогда возник, прежде всего благодаря В. К. Тредиаковскому и М.В. Ломоносову, русский вариант силлабо-тоники, на протяжении всего периода развивавшийся и совершенствовавшийся. <...> Казалось бы, очевидно, что «при изучении истории русской литературы XVIII века стиху должно уделяться подчеркнуто пристальное внимание; этого, однако, не происходит, более того, университетское образование не располагает соответствующими учебными пособиями» (с. <...> Это не только начало величайшей в будущем русской поэзии. <...> Как отмечает в предисловии автор-составитель, «вопреки “молодости” русского литературного стиха, вопреки рамкам жанрового канона – метрико-строфическое разнообразие русской поэзии XVIII столетия вполне сопоставимо с разнообразием начала XX века: здесь можно найти образцы самых необыкновенных метрических и строфических форм – и вольного дольника, и тактовика, и трехсложников с переменной анакрузой, пятисложников, разнообразных логаэдов и стиха. <...> Русский стих начала XX века в комментаНаряду с огромными достоинствами в них есть и некоторые недостатки (см. <...> Стиховедческие хрестоматии В. Е. Холшевникова и М. Л. Гаспарова и проблема их комментированного переиздания // Отечественное стиховедение: 100-летние итоги и перспективы развития. <...> №5 самых замысловатых строфических образований, твердых стихотворных форм, и даже свободного стиха, акростихов, фигурных стихов» (с. <...> И вполне убедительно отнесение верхней границы к двум первым десятилетиям XIX в.: учтены жившие тогда поэты, «чья творческая индивидуальность сложилась ранее, в русле поэтической традиции XVIII столетия (например, стихотворения Г.Р. Державина, В.В. Капниста, И. И. Дмитриева <...>