Джон Барри Холл – один из самых ярких текстологов нашего времени, и подготовленное им при участии коллег из Лондонского университета1 издание эпических поэм Стация не могло стать проходным событием в критике классических текстов. <...> Удачное или нет, это издание, как и все труды Холла, претендует на выдвижение новых стандартов публикации классиков, и потому должно быть осмыслено всяким профессиональным текстологом, даже далеким от латинского эпоса. <...> Холл сделал себе имя работой над Клавдианом. <...> Вышедший в 1969 г. в кембриджской «оранжевой серии» текст «О похищении Прозерпины»2 был сокрушительным ударом по некоторым презумпциям стемматического метода. <...> В частности, генеалогическая классификация рукописей в больших традициях обычно выстраивается на ограниченном материале и предполагается, будто этот материал выбран настолько разумным образом, что, если описать все остальные кодексы полностью, схема в целом останется неизменной, даже если картина будет несколько затемнена контаминацией (т. е. за счет того, что рукописи часто переписывались с одного экземпляра, а потом правились по другому). <...> Т. е. мы можем, скажем, взять какое-то небольшое число древнейших рукописей интересующего нас произведения, разбить их на пару групп, 1 Основная роль в работе над сборником принадлежит Холлу. <...> Майкл Эдвардс, основной сферой деятельности которого является аттическая ораторская проза, ранее сотрудничал с Холлом в подготовке к изданию комментария Пьерфранческо Джустоло к «О похищению Прозерпины» Клавдиана (Hall, Edwards 2003), к работе же над Стацием присоединился на заключительном этапе. <...> Book 1.indb 155 09.01.2011 15:02:10 156 АРИСТЕЙ II (2010) выбрать из каждой группы предположительно более близкого к гипархетипу (рукописи – «прародителю» группы) представителя и в результате строить текст, выбирая из легко обозримого числа вариантов. <...> Предполагается, что остальные рукописи, если разобраться, так или иначе впишутся либо в одну, либо в другую <...>