№ 2 УДК 37 КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОСТРУКТУРНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ © 2011 г. Е.Ю. Колесникова Южный федеральный университет, пр. <...> Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, socpol@sfedu.ru Southern Federal University, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038, socpol@sfedu.ru Рассматриваются классические западные социологические концепции образования как фактора социальной дифференциации и социальной мобильности (Э. <...> Смелзер и др.), а также новый этап в социологии образования, связанный с выдвижением концепции «человеческого капитала» (Т. Шульц <...> Накопление образовательных ресурсов и их превращение в социальный капитал (приносящий инновационную ренту) является ведущим условием конкурентоспособности общества в глобальном мире. <...> Ресурсный подход в этом контексте становится основой социальной стратификации. <...> Ключевые слова: образование, социальная структура, социальная стратификация, социоструктурная функция, социальная мобильность, интеллектуальный капитал, социальный капитал. <...> Современные глобализационные процессы, превращающие мировое образовательное пространство в сферу острой конкуренции за инновационные ресурсы развития и роста, с особой остротой выявили доминирующее значение образовательных ресурсов для устойчивого развития общества, возрастающую роль образования как социального института, воспроизводящего базовые социальные связи общества, прежде все64 го – социоструктурные связи между поколениями, обеспечивающие как эволюционную инерцию воспроизводства социальной структуры современных обществ, так и ее обновление на базе новых ценностей. <...> СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. как в растущих масштабах и востребованности различных форм и уровней образования, возрастании значимости и самодостаточности образования как «социального лифта», так и в эволюции государственной политики в области науки и образования, вектор которой направлен на модернизацию этих важнейших социальных институтов и усиление <...>