Осипова «НАГЛЯДНОСТЬ» (ENARGEIA) В «ИСТОРИИ» ФУКИДИДА Одним из достоинств стиля (ἀρεταὶ λέξεως), которые античные критики отмечают при анализе и оценке исторических сочинений как произведений художественной литературы, является «живость», или «наглядность» (ἐνάργεια, evidentia). <...> Наряду с просопопеей и этопеей, «наглядность» принадлежит к числу аффективных фигур мысли, которые уточняют отношение к предмету, подчеркивают его важность. <...> Она представляет собой подробное, детализированное описание какого-либо предмета или события по частям в форме перечисления, так что целостная картина складывается из последовательного описания частей1 . <...> «Наглядность» достигается благодаря полноте и тщательности изображения (ἀκριβολογία), которая подразумевает передачу визуальных деталей и звуковых эффектов, так что читатель становится очевидцем события, как будто оно происходит у него перед глазами2 . <...> К событиям, которые могут быть «наглядно» описаны в исторических сочинениях, античные риторики относят военные действия, бедствия (землетрясения, эпидемии), а также сцены из мирной жизни (например, праздники)3 Эта статья посвящена «наглядности» в «Истории» Фукидида (ок. <...> ). Фукидид излагает в основном события современной ему Пелопоннесской войны (431–404 г. до н. э.), участником и свидетелем которых был 399–407. <...> 1 Определение термина «наглядность» дается в работах: Гаспаров 1997: 571–572; Lausberg 1960: Средства достижения «наглядности» рассматриваются в книге: Mejering 1987: 39–44. <...> Детализированных описаний в его произведении немного: основной интерес Фукидида направлен на мысли и чувства людей, на объяснение мотивов их поступков, на причины происходящих событий. <...> Однако в его «Истории» можно найти подробные, «наглядные» описания сражений, что отмечают античные авторы последующих веков. <...> Так, Дионисий Галикарнасский указывает, что в «наглядности», первом из дополнительных достоинств стиля (ἐπίθετοι ἀρεταί), Фукидид преуспел так же, как и Геродот5 <...>