91–120 Е.Г. Рабинович ЗАМЕТКИ О МАРАФОНСКОЙ МИФОЛОГИИ Марафонская битва, юбилей которой недавно отпразднован, имеет в европейской истории особое значение – недаром сам Джон Стюарт Милль писал, что для британцев она важнее битвы при Гастингсе. <...> Тем не менее, как было замечено уже в 1920 г., в специально посвященном Марафону выпуске Journal of Hellenic Studies, «Марафон, едва ли не самая важная из битв классической древности, описана особенно бессвязно»1 , – досада не вовсе безосновательная, хотя не всякий, как некогда Дельбрюк, решится, не слишком оглядываясь на Геродота, чуть ли не переписать заново весь ход знаменитой баталии. <...> Однако не только многие фактические детали сражения (число воинов, наличие у персов 1 Casson 1920: 43. <...> Журнал_6.indb 91 05.02.2013 21:59:59 92 АРИСТЕЙ VI (2012) конницы, знаменитая атака, etc.) с поводом или без повода остаются для современных ученых спорными, но даже у древнеклассических авторов связанные с Марафонской битвой легенды переданы не слишком внятно – так, Геродот сообщает о помощи афинянам Пана, однако не говорит, чем именно он помог, а Ксенофонт точно так же не говорит, чем помогла афинянам Артемида Бравронская. <...> Известно, что выдающиеся события почти всегда запускают мифотворческий процесс, который длится, пока событие сохраняется в памяти культуры, а иногда и дольше. <...> При этом как для мифотворчества вообще, так (и тем более) для мифотворчества исторического, сверхъестественный компонент необязателен, и восхваляемая Аристофаном отроческая чистота будущих марафономахов (Nub. <...> Выдающиеся события запускают мифотворческий процесс, в частности, потому, что миф – самый традиционный и самый простой способ осмысления прошлого, почти всегда недостаточно известного и недостаточно понятного. <...> Точно таким же способом приобретают авторитетность и исторические мифы, но они, даже в древности, куда чаще претендуют на правдивость, а при верховенстве науки, то есть по меньшей мере последние лет полтораста, мифологический <...>