Ассамблея
народов Татарстана
Институт экономики,
управления и права
(г. Казань)
РОЛЬ ВУЗОВ
В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
(из опыта реализации совместных социально-гуманитарных проектов
Нижнекамского филиала Ассамблеи народов Татарстана
и Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань))
Казань–Нижнекамск
Познание
2012
Стр.1
УДК 378:342.71
ББК 74.48+66.033.1
Р68
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
Заместитель председателя совета Ассамблеи народов Татарстана,
руководитель Исполкома АНТ Н.М. Владимиров;
доктор юридических наук, профессор П.А. Кабанов
(директор Научно-исследовательского института
по противодействию коррупции ИЭУП (г. Казань),
эксперт по взаимодействию со структурами гражданского общества
Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции);
доктор исторических наук, профессор К.И. Корепанов
(Альметьевский государственный нефтяной институт);
доктор философских наук, доцент А.Е. Смирнов
(Восточно-Сибирский институт МВД России)
Соруководители авторского коллектива:
Член Общественной палаты РТ,
директор Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань), доцент И.Х. Мезикова;
член Совета Ассамблеи народов Татарстана, руководитель Нижнекамского филиала
Ассамблеи народов Татарстана Т.А. Наговицына;
доктор философских наук, профессор О.Д. Агапов
Р68 Роль вузов в развитии институтов гражданского общества (из опыта реализации
совместных социально-гуманитарных проектов Нижнекамского филиала
Ассамблеи народов Татарстана и Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) /
рук. авт. кол. И.Х. Мезикова, Т.А. Наговицына, О.Д. Агапов. – Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2012. – 212 с.
ISBN 978-5-8399-0435-4
В монографии рассматриваются проблемы реализации принципов развития российского
социума в контексте становления институтов гражданского общества на муниципальном
уровне. По убеждению авторов, вузы России могут выступить, и в ряде случаев
фактически являются, центрами просветительской, общественно-политической, социально-гуманитарной
и социокультурной деятельности, способствующей институализации
структур гражданского общества, правового государства и инновационной экономики. Не
менее актуально значение вузов в формировании культуры толерантности в этнокультурной
и межконфессиональной сфере.
Монография предназначена для научно-педагогических работников, представителей
муниципальных органов управления, общественно-политических партий и национально-культурных
объединений, творческой интеллигенции.
УДК 378:342.71
ББК 74.48+66.033.1
ISBN 978-5-8399-0435-4
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2012
© Коллектив авторов, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
В.Г. Тимирясов. Предисловие............................................................................... 4
Мезикова И.Х. Социальное партнерство как принцип гражданского
общества................................................................................................................. 6
Наговицына Т.А. Этнокультурные и конфессиональные НКО:
проблемы становления и перспективы развития............................................... 26
Агапов О.Д. Развитие институтов гражданского общества:
социально-философский подход ......................................................................... 36
Яковлева Е.Л. Духовно-творческие практики в становлении человека
гражданского общества ........................................................................................ 66
Агапова Э.И. Многообразие форм духовного делания как условие
развития институтов гражданского общества в России.................................... 89
Хайдаров Р.Р. Мусульмане Нижнекамска: особенности формирования......120
Топаева Л.Н. Социальная активность студентов
средне-профессиональных заведений как фактор развития общества..........127
Потапова С.А. Инициативы воспитательного отдела в рамках развития
гражданского самосознания студентов.............................................................135
Шавельева С.Ю., Конюхова С.Г. Этническая идентичность
национальных сообществ в условиях многонационального города..............141
Шакирова М., Галяутдинова Р.А. Характеристика этнокультурного и
религиозно-экскурсионного туризма................................................................149
Гареев К.Х., Мавлиев Р. Татарский язык в международных
коммуникациях....................................................................................................161
Агапов О.Д., Наговицына Т.А. CASE–STUDY: Социологические
интервью с партнерами проекта ........................................................................164
Ихсанова Т.В. Программа по развитию полиэтнической культуры
республики «Татарстан – наш общий дом»......................................................166
Хроника реализации проекта «Нижнекамский форум
по толерантности»...............................................................................................174
Приложения .........................................................................................................177
Список рекомендованной литературы..............................................................202
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый вашему вниманию научно-исследовательский и методический
труд представляет собой, с одной стороны, итог реализации социально-гуманитарной
и общественной деятельности Нижнекамского филиала Института
экономики, управления и права (г. Казань) за 2007–2012 гг., а с другой
– это плод многолетнего опыта осмысления авторами тенденций и процессов
социально-политического и социокультурного развития российского
общества. Авторы данного коллективного исследования – не только ученые,
но и практики, имеющие «за плечами» не одно десятилетие административной
и общественной деятельности на муниципальном и республиканском
уровнях.
Ученые и практики объединились в единый творческий коллектив для
решения одной задачи – рассмотрения актуальных проблем формирования
институтов гражданского общества на муниципальном уровне, а также выявления
места и роли в данном процессе учреждений высшего профессионального
образования. Внимание к вузам, к вузовской среде далеко не случайно,
ибо университеты и институты представляют собой не только центры образовательной
и научно-исследовательской деятельности, но и выступают как
социальное поле, в рамках которого происходит формирование гражданского
сознания и самосознания, личностной идентичности. Более того, исходная
цель высшего образования – не только подготовка профессионала высшего
уровня (специалист, бакалавр, магистр), но, прежде всего, создание условий
для становления гражданина, способного решать задачи как входящие в круг
его непосредственной профессиональной компетенции, так проблемы развития
страны в целом. Однако, к сожалению, сегодня социокультурный и общественно-политический
потенциал высших учебных заведений, как правило,
игнорируется. Вместе с тем развитие российского общества настоятельно
требует выработки мировоззренческих ориентиров, целерациональных и
ценностно-нормативных моделей поведения личности, воспринимающей
идеалы гражданского общества, правового государства и инновационной
экономики как свои, а не отчужденные. Философы, социологи, политологи,
правоведы, культурологи и экономисты не один год занимающиеся тенденциями
и проблемами формирования культуры гражданственности в Российской
Федерации отмечают, что возраст, социальный статус и время студенчества
– главного субъекта вузовской системы образования – являются
ключевыми для гражданской идентичности личности, когда молодые люди
4
Стр.4