УДК 629.7.015.4:539.43 © Б.Г. Нестеренко ВЛИЯНИЕ ПОВОРОТА ТРЕЩИН НА ЖИВУЧЕСТЬ ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ФЮЗЕЛЯЖЕЙ Рассмотрено явление поворота трещин в условиях двухосного напряженного состояния. <...> Изложены результаты экспериментов по повороту трещин в образцах типа двойной консольной балки и в крестообразных образцах со стопперами и без стопперов трещины. <...> Даны рекомендации по применению явления поворота трещины для обеспечения живучести герметических фюзеляжей. <...> Ключевые слова: коэффициент интенсивности напряжений, Т-напряжения, стоппер трещины, живучесть герметического фюзеляжа. <...> Решение этой сложной комплексной проблемы осуществляется за счет выполнения нормативных требований к эксплуатационной живучести конструкции летательных аппаратов. <...> Поворот усталостной трещины рассматривается как потенциально важный механизм при обеспечении живучести герметических фюзеляжей. <...> В данной статье изложен анализ результатов наиболее важных фундаментальных исследований и теории поворота трещин. <...> В Центральном Аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) проведены с участием автора экспериментальные исследования и представлены результаты по повороту трещин в образцах типа двойной консольной балки и в крестообразных образцах со стопперами и без стопперов трещин. <...> На основе полученных результатов расчета и экспериментов выдвинуты рекомендации по применению явления поворота трещины для обеспечения живучести герметических фюзеляжей. <...> Теории поворота трещин Впервые поворот продольной трещины в герметических цилиндрах при испытаниях описан Т. <...> Им же описан поворот продольной трещины в испытанной конструкции герметического фюзеляжа [2]. <...> В перечисленных случаях трещины изменяли траекторию роста (поворачивались), при этом снижалось внутреннее давление, и развитие повреждения тормозилось [4]. <...> Базовыми из предложенных подходов является теория первого порядка Эрдогана и Си [7], и теория второго по88 Проблемы машиностроения <...>