132–180 А.А. Евдокимова ПАЛЕОГРАФИЯ ГРЕЧЕСКИХ ГРАФФИТИ СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ, СОФИИ КИЕВСКОЙ и СОФИИ НОВГОРОДСКОЙ: сравнительный анализ Граффити как тип памятника имеют ряд особенностей: 1) их автором мог стать любой, в том числе, как правило, не особо грамотный человек. <...> Евдокимова ПАЛЕОГРАФИЯ ГРЕЧЕСКИХ ГРАФФИТИ у Антониадиса1 ных у него в отдельных таблицах2 133 второго этажа собора и частично изданных нами в ряде статей3 греческих надписей, не считая 125 монограмм, представлен, и более 70 граффити, собранных в галереях . <...> Большая часть известных нам изданий греческих граффити, к сожалению, сделаны без палеографических таблиц, без фотографий и последовательных прорисовок надписей, что затрудняет нашу идентификацию начертаний букв по времени, регионам и прочее. <...> 8 7 Реконструкция Софийского собора в Новгороде проводилась под наблюдением Янин, Зализняк 2000: 152–250. <...> Минускульное начертание «α»10 I12 36, в Константинополе13 (типичная минускульная буква с высоко загнутым вверх хвостом) встречается во всех рассматриваемых соборах: в Киеве11 с наклоном вправо Ia и в Новгороде14 I 3, что свидетельствует о возможном греческом происхождении автора соответствующих надписей Киева и Новгорода. <...> В Константинополе, кроме различных вариантов указанного типа, встречаются еще пять: 1) VIIb 11 – петля продолжается до строки, преобразуясь в левую вертикальную гасту, поперечная горизонтальная гаста направлена влево вниз; 2) VIII 35 – правая вертикальная гаста прямая, с обоих концов с параллельными строке черточками, левая гаста полукруглой формы с такой же черточкой, как и правая внизу, горизонтальная гаста высоко расположена; 3) IX 25 – представляет из себя самый распространенный вариант унциального начертания, зафиксированный 9 Евдокимова 2010а: 344–352. <...> 14 16 Нумерация граффити предложена по приложению после статьи. <...> Журнал_7.indb 135 04.12.2013 0:04:03 136 АРИСТЕЙ VII (2013) еще в древнегреческих надписях; 4) IXd 70 – почти от середины горизонтальной гасты <...>