Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2013

ПОЧИТАНИЕ «МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЙСКИХ» У ЕВРЕЕВ И ХРИСТИАН (100,00 руб.)

0   0
Первый авторБрагинская
Страниц33
ID423756
АннотацияРабота посвящена анализу источников о возникновении и распространении культа так называемых «мучеников Маккавейских». Такое название семеро безымянных братьев, их мать и ученый старец Элеазар получили в христианской традиции, а возникла легенда о мучениках за веру в еврейской среде во времена гонений Антиоха и получила отражение в межзаветных и апокрифических греческих книгах и в раввинистической традиции. Существуют свидетельства почитания могилы мучеников в Антиохии, которое было в IV в. христианизировано и очень быстро распространилось не только на Константинополь, но и по Западной Европе, куда в VI в. были доставлены мощи Маккавейских мучеников и о чем свидетельствуют многочисленные данные мартирологической литературы, проповедей, искусства, богослужения, церковной археологии. Почитание мощей мучеников Маккавеев у христиан ставит вопрос о том, является ли почитание евреями могилы результатом христианского влияния и появилось в III в., или почитание этой могилы старше христианства? И имеет ли христианский культ мучеников Маккавейских иудейские корни или это собственно христианское явление? Ответ на эти вопросы важен и для понимания более общего вопроса об иудейских предпосылках Нового Завета и раннехристианского богословия. В настоящее время ученые склоняются к тому, что, хотя источники не позволяют надежно реконструировать связь почитания могил и мощей христианских мучеников с антиохийским культом, Вторая, а особенно Четвертая (апокрифическая) Маккавейские книги несомненно оказали влияние на сложение богословия мученичества, а гомилии Отцов Церкви, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, Августина и др. обнаруживают различия в характере осмысления подвига Маккавейских мучеников, которые будут затем воспроизводиться в различиях научных концепций роли Маккавейских мучеников в христианстве.
Брагинская, Н.В. ПОЧИТАНИЕ «МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЙСКИХ» У ЕВРЕЕВ И ХРИСТИАН / Н.В. Брагинская // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2013 .— №1 .— С. 58-90 .— URL: https://rucont.ru/efd/423756 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

58–90 Н.В. Брагинская ПОЧИТАНИЕ «МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЙСКИХ» У ЕВРЕЕВ И ХРИСТИАН1 В этой работе мы предлагаем читателю обзор истории возникновения и распространения почитания мучеников Маккавейских, основанной на немногочисленных свидетельствах и многочисленных их истолкованиях2 . <...> В целом культовое почитание героев Ветхого Завета – Давида, Авраама – характеризовало скорее Восточные церкви, а в церквах Западной Европы, за исключением кругов Иоахима Флорского, не отмечено. <...> Но почитание так называемых «Маккавейских мучеников» за веру очень быстро распространилось среди христиан, о чем свидетельствуют данные мартирологической литературы, проповедей, богослужения, церковной археологии. <...> В частности: является ли почитание евреями могилы результатом христианского влияния и появилось в III в., как считал, например, Бикерман3 ? <...> И имеет ли христианский культ мучеников Маккавейских иудейские корни или это собственно христианское явление? <...> Брагинская ПОЧИТАНИЕ «МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЙСКИХ» 59 Соломона Элеазар и семеро братьев. <...> Середина VII в. сы важен и для понимания более общего вопроса об иудейских предпосылках Нового Завета и раннехристианского богословия. <...> Легенда о еврейских мучениках за веру Прозвище Иуды было перенесено не только на его братьев и соратников, не только дало имя его эпохе, но и безымянные мученики из 7 главы 2 Макк тоже стали «Маккавеями», хотя в еврейской традиции оснований для такого переноса не засвидетельствовано. <...> Это произошло не позднее IV в., когда сложился и распространился по восточным и западным территориям Римской империи христианский культ «мучеников Маккавейских», как называет их Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. <...> Мы знаем,что Иеронима Стридонского смущало существование двух гробниц Маккавеев: в Палестине возле Модеина и в Антиохии: «Модеин (Modeim), деревня около Диосполя, откуда были родом Маккавеи; там и по сей день показывают их могилы (и я немало дивлюсь: каким образом их же могилы <...>