58–90 Н.В. Брагинская ПОЧИТАНИЕ «МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЙСКИХ» У ЕВРЕЕВ И ХРИСТИАН1 В этой работе мы предлагаем читателю обзор истории возникновения и распространения почитания мучеников Маккавейских, основанной на немногочисленных свидетельствах и многочисленных их истолкованиях2 . <...> В целом культовое почитание героев Ветхого Завета – Давида, Авраама – характеризовало скорее Восточные церкви, а в церквах Западной Европы, за исключением кругов Иоахима Флорского, не отмечено. <...> Но почитание так называемых «Маккавейских мучеников» за веру очень быстро распространилось среди христиан, о чем свидетельствуют данные мартирологической литературы, проповедей, богослужения, церковной археологии. <...> В частности: является ли почитание евреями могилы результатом христианского влияния и появилось в III в., как считал, например, Бикерман3 ? <...> И имеет ли христианский культ мучеников Маккавейских иудейские корни или это собственно христианское явление? <...> Брагинская ПОЧИТАНИЕ «МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЙСКИХ» 59 Соломона Элеазар и семеро братьев. <...> Середина VII в. сы важен и для понимания более общего вопроса об иудейских предпосылках Нового Завета и раннехристианского богословия. <...> Легенда о еврейских мучениках за веру Прозвище Иуды было перенесено не только на его братьев и соратников, не только дало имя его эпохе, но и безымянные мученики из 7 главы 2 Макк тоже стали «Маккавеями», хотя в еврейской традиции оснований для такого переноса не засвидетельствовано. <...> Это произошло не позднее IV в., когда сложился и распространился по восточным и западным территориям Римской империи христианский культ «мучеников Маккавейских», как называет их Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. <...> Мы знаем,что Иеронима Стридонского смущало существование двух гробниц Маккавеев: в Палестине возле Модеина и в Антиохии: «Модеин (Modeim), деревня около Диосполя, откуда были родом Маккавеи; там и по сей день показывают их могилы (и я немало дивлюсь: каким образом их же могилы <...>