Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2014

Традиция эллинистической эпиграммы и «Метаморфозы» Апулея (100,00 руб.)

0   0
Первый авторШумилин
Страниц35
ID423707
АннотацияСтатья посвящена роли, которую среди прочих интертекстуальных ориентиров Апулея играет эллинистическая эпиграмма. По дошедшим до нас эпиграммам самого Апулея видно, насколько значимы для него, в частности, эпиграммы из составленного Мелеагром Гадарским собрания «Венок», а также ориентированные на них римские стихи т. н. «пренеотериков» и poetae nouelli. В то же время собрание Мелеагра могло восприниматься Апулеем особым образом в связи с тем, что оно включает в себя приписывавшиеся Платону эпиграммы: в «Венке» Апулей мог видеть своего рода поэтическое приложение к корпусу платоновских текстов. Это дополнительно объясняет явные отсылки к мелеагровским эпиграммам о Душе и об Эроте в сказке об Амуре и Психее. В первом приложении рассматривается вопрос о том, возможно ли реконструировать близМ.В. Шумилин традиции эллинистической эпиграммы 159 кие по времени к Апулею антологические собрания латинских эпиграмм, включавшие в себя эпиграммы самого Апулея. Фрагмент такого собрания можно видеть в группе эпиграмм «Кодекса Бине» вокруг Apul. fr. 7 Courtney (AL 414, 414a, 708, 233, 709–711, 232, 712–715, позднейший датируемый текст относится к III в.), причем воспроизведение нелогичного титула AL 233 указывает, что антология «Кодекса Сомеза» (ок. 534 г.) должна быть зависима от этого собрания. Во втором приложении указывается на слабые места атрибуции AL 709 лангобардскому историку и поэту Павлу Диакону.
Шумилин, М.В. Традиция эллинистической эпиграммы и «Метаморфозы» Апулея / М.В. Шумилин // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2014 .— №1 .— С. 128-162 .— URL: https://rucont.ru/efd/423707 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шумилин ТРАДИЦИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПИГРАММЫ И «МЕТАМОРФОЗЫ» АПУЛЕЯ Роман Апулея – один из текстов, к которым совсем не просто найти такой подход, чтобы сказать о нем что-то принципиально новое и при этом важное и интересное, и взаимодействие «Метаморфоз» с поэтической традицией, конечно, никак не назовешь плохо освоенным аспектом этого текста. <...> Взглянем, например, на сцену разбирания муравьями кучи зерна (Apul. <...> ” Ломятся вперед Аристей_9.indb 128 08.06.2014 17:20:11 М.В. Шумилин ТРАДИЦИИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПИГРАММЫ 129 одни поверх других волны шестиногих народов и с высшим усердием, взяв каждый по зернышку, растаскивают всю кучу и, распределив и разложив по отдельности разные виды, стремительно скрываются с глаз». <...> В тексте Апулея среди многочисленных образов собирающегося и обрушивающегося войска, напоминающих о вергилиевской трактовке, есть и одна более точная цитата, которая, видимо, должна указать на безошибочность ассоциации: обращение муравья к своим собратьям, Terrae omniparentis agiles alumnae «проворные питомцы всеродительницы Земли», недвусмысленно отсылает к другому месту из «Энеиды», 6.595, где «питомцем всеродительницы Земли» (Terrae omniparentis alumnus) назван растянувшийся по огромной площади в Аиде великан Титий4 Такого рода параллели, конечно, обычно лежат на поверхности (в этом . пассаже они, возможно, оказались сконцентрированы из-за того, что он вообще построен на пародии на высокие жанры, но аналогичным образом явно можно разобрать еще очень многие места у Апулея), но любопытно, что в данном случае, кроме таких ожидаемых подтекстов, представляется возможным указать еще одну параллель из текста, который уже не всякий исследователь, как кажется, автоматически включит в ожидаемый круг чтения Апулея. <...> Речь идет о пассаже из «Александры» Ликофрона, 175–177: … ὅν ποτ’ Οἰνώνης φυγάς, μύρμων τὸν ἑξάπεζον ἀνδρώσας στρατόν, Πελασγικὸν Τυφῶνα γεννᾶται πατήρ… «…которого [Ахилла], пеласгического Тифона, некогда родил <...>