Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2014

Новый поворот в судьбе оракула по астрагалам из деревни Йарыкёй (100,00 руб.)

0   0
Первый авторПриходько
Страниц38
ID423704
АннотацияВ 1948 г. в деревне Йарыкёй в районе Бурдура Ж. и Л. Робер обнаружили мраморный блок с двумя фрагментами оракула по астрагалам, но эту надпись так и не опубликовали. Впервые один из этих фрагментов был опубликован в 2007 г. в монографии И. Нолле без какой-либо информации о втором фрагменте. Автор данной статьи посетила в 2012 г. Йарыкёй, нашла этот камень и теперь представляет полный текст этой надписи (причем второй фрагмент публикуется впервые) с подробным комментарием. Автор пытается установить, откуда блок с оракулом по астрагалам мог быть привезен в Йарыкёй. Для ответа на этот вопрос она рассматривает соседние поселения и обращает внимание на оракул по астрагалам из деревни Йарышлы, который был привезен туда из античного города Такины. Путем сравнения блоков из Йарыкёй и Йарышлы и особенностей вырезанного на них текста как между собой, так и с другими известными оракулами по астрагалам автор приходит к выводу, что оба эти блока были частями одной мраморной колонны с прорицаниями. Также автор предоставляет Е.В. Приходько Новый поворот в судьбе оракула 93 новую информацию об оракуле по астрагалам из Простанн, который сейчас находится в музее Ыспарты.
Приходько, Е.В. Новый поворот в судьбе оракула по астрагалам из деревни Йарыкёй / Е.В. Приходько // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2014 .— №1 .— С. 58-95 .— URL: https://rucont.ru/efd/423704 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

58–95 Е.В. Приходько НОВЫЙ ПОВОРОТ В СУДЬБЕ ОРАКУЛА ПО АСТРАГАЛАМ ИЗ ДЕРЕВНИ ЙАРЫКЁЙ Оракулы по астрагалам принадлежат к не столь распространенному и в определенных аспектах весьма скудно засвидетельствованному направлению мантического искусства. <...> Ведь вопрошающий бога молится перед статуей, а после молитвы, взяв астрагалы, они в большом количестве лежат возле Геракла – бросает четыре на стол, и для каждой комбинации астрагалов написанное на доске предоставляет надлежащее толкование такого броска» (VII. <...> Приходько НОВЫЙ ПОВОРОТ В СУДЬБЕ ОРАКУЛА 59 ные кости или для гаданий. <...> В отличие от шестигранного кубика, астрагал мог упасть только на одну из четырех вытянутых сторон (две оставшиеся стороны у него были закруглены), каждая из которых была связана с определенным числом и имела свое название: широкая выпуклая сторона (πρανής) соответствовала числу 4, широкая вогнутая (ὕπτιος) – числу 3, узкая более ровная (κῶος) – числу 6, а узкая вогнутая (χῖος) – числу 1. <...> Первый текст такого оракула был найден английским священником и путешественником Френсисом Арунделлом 19 ноября 1833 г. по дороге из Бурдура в Денизли в турецкой деревне йарышлы на земле древней Писидии. <...> Жители деревни во главе с агой уговаривали их посетить остатки крепости и руины античного города на горе над деревней, рассказывали, что можно увидеть много мрамора под водой озера йарышлы, но у путешественников хватило времени только на то, чтобы осмотреть деревню и переписать две опубликованные впоследствии надписи – на фонтане и на квадратном пьедестале во дворе мечети. <...> Но особую благосклонность к исследователям проявили последние два десятилетия XIX в., когда были найдены и опубликованы еще семь оракулов по пяти астрагалам: из Тириея, Термесса, Ормел, Сагаласса, Анабур, Китанавр и Лаодикеи, – и фрагмент оракула по семи астрагалам из Термесса. <...> Правда, ни одна из этих надписей не представляла текст в полном объеме, но на камнях из Термесса <...>