Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Аристей : Классическая филология и античная история  / №2 2014

БЫЛ ЛИ СОЮЗ КУПИДОНА И ПСИХЕИ MATRIMONIUM IUSTUM: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РИМЛЯН О БРАКЕ В «МЕТАМОРФОЗАХ» АПУЛЕЯ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев
Страниц22
ID423681
АннотацияВ сказочной истории любви Купидона и Психеи, самой знаменитой из вставных новелл романа Апулея «Метаморфозы», присутствуют отсылки к римскому семейному праву и упоминаются различные элементы традиционного римского бракосочетания. Внимательное прочтение и анализ этих сюжетов позволяет не только лучше понять задуманный автором комический эффект, но и дополнить представление о содержании вставной новеллы и её связи с основным сюжетом романа. Сопоставление истории бракосочетания Хариты, слушающей после похищения прямо со свадьбы утешительную сказку, с историей отношений Купидона и Психеи позволяет увидеть структурное сходство в описании судьбы двух девушек и особенности авторской игры с читательскими ожиданиями. Герои сказки проходят путь от сожительства (напоминающего распространённый среди высших слоёв в I–II вв. конкубинат) до официально признанного matrimonium iustum. При этом наиболее подробно описываются этапы брачной церемонии, которых из-за нападения разбойников была лишена Харита: ритуал ведения невесты в дом мужа (deductio domum) и свадебный пир. Однако счастливая история любви бога и смертной при первоначальном совпадении с последующей историей Хариты обнаруживает в итоге разительный контраст с трагической судьбой последней, что было явным нарушением читательских ожиданий. Не меньшим сюрпризом для читателя могло быть и вплетение в сюжет сказочной истории прямых и завуалированных отсылок к актуальным проблемам современного семейного права (например, правовому регулированию конкубината или падению роли paterfamilias в устроении брака своих детей). Изучение вставной новеллы в историческом контексте показывает тесную взаимосвязь мира произведения с миром его автора и читателей. Внимательный читатель сказки мог также увидеть параллели между претензиями Венеры к законности брака Купидона и Психеи и собственным судебным процессом Апулея в связи с его женитьбой на богатой вдове Эмилии Пуденцилле.
Лебедев, П.Н. БЫЛ ЛИ СОЮЗ КУПИДОНА И ПСИХЕИ MATRIMONIUM IUSTUM: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РИМЛЯН О БРАКЕ В «МЕТАМОРФОЗАХ» АПУЛЕЯ / П.Н. Лебедев // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2014 .— №2 .— С. 159-180 .— URL: https://rucont.ru/efd/423681 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лебедев БЫЛ ЛИ СОЮЗ КУПИДОНА И ПСИХЕИ MATRIMONIUM IUSTUM: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РИМЛЯН О БРАКЕ В «МЕТАМОРФОЗАХ» АПУЛЕЯ В романе Апулея «Метаморфозы» присутствуют многочисленные отсылки к римским правовым реалиям. <...> Даже в сказочном антураже истории о Купидоне и Психее, наиболее значительной из вставных новелл в «Метаморфозах», неожиданно для читателя периодически появляется юридическая лексика. <...> Венера организовывает поиски Психеи по всем правилам розыска беглых рабов: делает через Меркурия публичное объявление с описанием примет и полагающегося за поимку вознаграждения (Met. <...> Юнона отказывает беглянке в убежище со ссылкой на «законы, запрещающие покровительствовать чужим беглым рабам» (Met. <...> Юпитер устанавливает денежный штраф за неявку богов на общее собрание (Met. <...> 23), а Купидона позже порицает за то, что тот постоянно заставляет его действовать «против законов и даже самого Юлиева закона» (Met. <...> 2 В последнем случае речь идёт о lex Iulia de adulteriis coercendis (принят при Октавиане Августе около 17 г. до н. э.), установившего ответственность за совершение прелюбодеяний. <...> Аристей_10.indb 159 21.01.2015 23:16:54 160 АРИСТЕЙ X (2014) Инициатива постановки вопроса, вынесенного в название данной статьи, принадлежит Венере, насмехающейся над приведённой к ней беременной Психеей. <...> Богиня следующим образом объясняет, что у Психеи не может быть законного сына от Купидона: «Не может считаться законным неравный (impares) брак, заключённый к тому же в сельской местности без свидетелей, без согласия отца»3 (Met. <...> Соответственно, основанием считать брак незаконным (non legitimae) является, с точки зрения Венеры, неравенство вступающих в брак сторон, отсутствие должной публичности при его заключении, нарушение патриархального права отца Купидона. <...> Когда в конце сказочной истории Юпитер на собрании богов разрешает эту коллизию, он преодолевает неравенство сторон в браке и делает его законным (legitimas) и сообразным гражданскому праву (iure civili congruas). <...> После этого Психея по воле верховного <...>