ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Геннадий Горелик Уроки истории науки для свободолюбов озабочена поддержанием своего «отцовского» авторитета, а главная задача власти христианской, «на любви основанной», как пишет Соловьев, – «привлекать к себе государство и общество и постепенно уподоблять их себе», «делами заботясь о том, чтобы царствие Божие пришло в мир и чтобы воля Божия исполнилась не на небе только, но и на земле». <...> Беда в том, что церкви и на востоке. и на западе Европы – православная и католическая, после установления христианства государственной религией, приспосабливаясь к языческому большинству и стремясь к мирской власти, забыли свое назначение. <...> Эта мечта, однако, не помешала ему заметить, что прогресс «в духе человеколюбия и справедливости, т.е. в духе Христовом», шел уже несколько веков и делался в основном неверующими. <...> 66 Нового времени помогает идея Владимира Соловьева о Европе Средневековья, как «полуязыческой и полухристианской». <...> Поскольку речь идет о положении человека и укладе общественной жизни, предпочтительны более нейтральные и точные синонимы, обсуждавшиеся в предыдущей статье – патернализм и свободовластье. <...> * Власть патерналистская более всего Разглядывать социальную историю ла и, развивши свою самодеятельность, создал вне христианства отвлеченную рациональную философию и натуралистическую науку, против которых все усилия католической теологии оказались безуспешными». <...> Соловьев сочувствовал «сознательно неверующим», которых средневековые клерикалы, по его выражению, заранее приучали к вечным адским мукам посредством мук земных. <...> Однако он не пояснил, как будущее объединенное христианство должно воспринимать неверующих и инаковерующих. <...> Молитва Максвелла За век, прошедший после смерти щенный насилиями и ложью католичества, отрешился от религиозного начаСоловьева, ничто не подкрепило его мечту о церковном «всеединстве», и сам он к концу жизни, похоже, от этой мечты <...>