ВЕ РНИСАЖ «З–С» Елена Генерозова Сандро Боттичелли, «Весна», 1480, галерея Уффици, Флоренция. вВЕСНА городе цветов живопись была под большим влиянием символов, и практически любая вещь, изображенная на картине, являла собой атрибут – власти ли, святости, порока или добродетели, – заключая в себе непременную тайну. <...> В странах северной Европы такая традиция сохранялась довольно долго – вплоть до начала XVI века. <...> Однако в Италии этого периода происходил все больший отход от готических традиций. <...> Как и на большинстве его полотен, мы видим абсолютно условный сюжет. <...> В центре – строгая Венера, над ней кружится юркий Амур, есть и еще одна одиноко стоящая фигура – Меркурий, разгоняющий облака. <...> Остальные шестеро разбиты на тройки: хариты (Аглая, Ефросинья, Талия) слева, Зефир с Хлоей и преображенная Хлоя – Флора – справа. <...> Все присутствующие, как бывает в подавляющем большинстве случаев у Боттичелли, статичны, но движение словно бы только что закончилось, как в детской игре «море-волнуется-раз». <...> Прелесть случайных поз выверена до миллиметра, однако искусственность не бросается в глаза. <...> Общеизвестно, что средневековая нем мало тайного, скрывающегося за первым и вторым впечатлением. <...> Но первый слой – настолько драгоценный и красочный, а второй – настолько ясный и свежий, что для обширной радости этого хватает с лихвой. <...> Она так грустна потому, что символизирует здесь не чувственную разнузданность, а, напротив, – гуманистический идеал любви. <...> Не стоит забывать, что картина предназначалась для брачных покоев и была обязана нести каплю благоразумного аскетизма. <...> Даже волосы богини убраны так, как было принято у замужних флорентиек. <...> Фигура пузатенького Амура с завязанными глазами (любовь слепа) вносит единственную «горизонтальную» ноту среди строго вертикальных, вытянутых богов. <...> Принято считать, что он целится в одну из харит (хариты – богини веселья и радости), ту, которая имела наибольшее сходство с лицом невесты <...>