46 The theory of competition Пилипук А. В., канд. экон. наук, докторант, доцент, Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», заведующий сектором экономики перерабатывающей промышленности, г. Минск, Беларусь, pilipuk.andrei@gmail.com Развитие научной теории эффективной конкуренции В статье представлены результаты обобщения ранних и современных научных исследований конкуренции в изданиях, включающих работы до А. Смита <...> Предложена собственная интерпретация конкуренции как самоорганизации и обобщены основные различия существующих моделей. <...> Как ключевая модель конкуренции рассмотрена теория игр, обоснована роль неопределенности в качестве важнейшей проблемы, выделена эндогенность условий конкуренции и ее динамичное положительное влияние на эффективное согласование индивидуальных и групповых интересов. <...> Особенность представленных исследований — в исключении конфликтного взаимодействия из модели эффективной конкуренции, достигаемое повторяемостью и специфичностью обмена. <...> Ключевые слова: конкуренция, эффективная конкуренция, самоорганизация, теория игр, конфликт, экстерналии, сетевые эффекты, зависимость от предшествующего опыта, неопределенность, повторяемость обмена, специфические активы. <...> 2 (56) Теория конкуренции В настоящий момент нет однозначной и общепризнанной дефиниции понятия «конкуренция». <...> Противоречие состоит и в том, что в английском языке для современного понятия «конкуренция» применяется другой термин — «competition»3, производный от латинского competitionem (от существительного — competitio), который, наряду со значением «соревнование» (rivalry), также имел значение «договор, соглашение» (agreement). <...> Конкуренция представлена как действия, условия, состояние, способ (распределения/взаимодействия/согласования), принцип, механизм, свойство, процесс, общественное благо, система отношений, институт, концепция, модель, согласованный порядок, борьба, совокупность экономических <...>