«ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 8, 2015 УДК 621.371: 574 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОБОЧНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМОГО СИЛОВЫМИ УСТАНОВКАМИ АВТОМОБИЛЕЙ С ГИБРИДНЫМ ПРИВОДОМ А. В. <...> Баранкин, инженер Научно-образовательного центра технической электродинамики и антенных систем филиала (НОЦ ТАЭС) ФГУП НИИР — СОНИИР; barankinav@soniir.ru Д. А. Голубенко, младший научный сотрудник НОЦ ТАЭС филиала ФГУП НИИР — СОНИИР; golubenko@soniir.ru М. Ю. Маслов, директор НОЦ ТАЭС филиала ФГУП НИИР — СОНИИР, к. т.н., доцент; mikem@soniir.ru Ю. М. Сподобаев, главный научный сотрудник НОЦ ТАЭС филиала ФГУП НИИР — СОНИИР, д. т.н., профессор; spod@soniir.ru 25 Проводится электродинамическое моделирование с помощью метода конечных элементов, исследуются электромагнитные поля опытного гибридного автомобиля. <...> Для учета вторичных вихретоковых полей предложена оригинальная формулировка стационарной задачи для уравнения Пуассона, учитывающая гармонически изменяющееся во времени первичное электрическое поле. <...> Ключевые слова: гибридные автомобили, электромагнитная безопасность, электромагнитная совместимость, электропривод, вихревые токи, метод конечных элементов. <...> Сегодня автомобили с гибридными силовыми установками заняли устойчивую позицию на рынке транспортных средств класса hi-end. <...> Равномерное распределение тяги по оборотам, оптимальные режимы работы двигателя внутреннего сгорания, низкие расход топлива и содержание токсичных веществ в выхлопных газах — далеко не полный перечень преимуществ, обеспечиваемых данной концепцией построения автомобиля. <...> Вопросы же контроля побочных электромагнитных полей, актуальность которых, по нашему мнению, вполне очевидна, оказались за пределами поля зрения большинства исследователей. <...> При этом не вызывает сомнения тот факт, что значительные стационарные и переходные токи в силовых и сигнальных цепях электропривода являются источниками электромагнитного поля сложной пространственно-временной структуры значительной <...>