ВЕ РНИСАЖ «З–С» Елена Генерозова Между собакой и волком «Этапы жизни», Каспар Давид Фридрих, 1835 год, Музей изобразительных искусств, Лейпциг (см. <...> III стр. обложки). году в каталоге одного из скромных аукционных домов южного берега Франции появилась картина с изображением дерева и совы. <...> В 2010 в Померании, в небольшом городе Грайфсвальд в очень строгой религиозной семье, Фридрих довольно рано проявил склонность к рисованию, но прежде произошло то, что стало первым несчастьем в череде несчастий других: когда ему было семь, умерла мать. <...> Пережитая в детстве трагедия пагубно сказалась на его развитии и мировоззрении, и до самой кончины он, похоже, мучился ощущением вины и считал, что только смерть поможет ему избавится от этого чувства. <...> Его мрачные полотна, наполненные величественностью и печалью, стали зеркальным отражением внутренних переживаний, а напряженная духовность и многозначительная символика стали одним из его фирменных приемов. <...> Получив образование в знаменитой Копенгагенской академии, он никогда не покидал родных земель, всегда жил в Германии, и даже – невиданное дело! – отказался от поездки в Рим, художественную Мекку, чтобы внешние влияния не портили его строгого и жала кисти главного художника немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха, который при жизни не сумел познать ни славы, ни богатства. <...> А стиль таков, что если бы нам дали задание выявить его в одном слове, то сегодняшний термин «готично» был бы самым что ни на есть подходящим. <...> В его работах, куда ни глянь, мы видим россыпи знаковых деталей: морские горизонты, туманные горы, кресты, могилы, рассвет/закат, развалины монастырей и печальные фигуры на фоне всего этого. <...> Немецкий романтизм, старший брат английского, получил развитие во многом как форма протеста против классицизма с его набившими оскомину буколическими или военными сценами, где каноническая красота скучна и неизменна. <...> Отказ от жизнерадостной простоты прежних веков <...>