Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472746)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Двуликий Янус. О творческой природе человека (180,00 руб.)

0   0
Первый авторБасин Е.
ИздательствоМ.: Издательский дом "Гуманитарий"
Страниц123
ID419
АннотацияГлавная цель книги – обратить внимание на развитие таких мало исследованных творческих способностей, как эмпатия, художественная энергия и таких нравственных стимулов творчества, как вера, надежда и любовь. В своих выводах автор опирается по преимуществу на опыт выдающихся мастеров искусства и на современные (главным образом зарубежные) экспериментальные исследования. Данное издание дополнено специальным анализом проблемы эмпатии в работах: Т. Липпса, И.И. Лапшина, Л.С. Выготского, К.С. Станиславского, С.М. Эйзенштейна, М.М. Бахтина. Работа снабжена предметным и именным указателями.
ISBN978-5-91367-074-8
УДК7.01:159.95
Басин, Е. Двуликий Янус. О творческой природе человека / Е. Басин .— М. : Издательский дом "Гуманитарий", 2009 .— 123 с. — ISBN 978-5-91367-074-8

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Я. БАСИН ДВУЛИКИЙ ЯНУС <...> Е.Я. БАСИН ДВУЛИКИЙ ЯНУС Евгений Яковлевич БАСИН – доктор философских наук, профессор, Засуженный работник культуры Российской Федерации, академик Международной академии информатизации. <...> Е.Я. Басин является автором книг: «Семантическая философия искусства (3 издания)», «Искусство и коммуникация», «Двуликий Янус» (1 ое издание), «Эмпатия и художественное творчество», «Художник и творчество»; составителем нескольких антологий («Искусство и энергия», Взгляды С. <...> Агентство CIP ОТ АВТОРА Главная цель книги – обратить внимание на развитие та ких мало исследованных творческих способностей, как эм патия, художественная энергия и таких нравственных сти мулов творчества, как вера, надежда и любовь. <...> Автор хранит признательность М.Е. Маркову, работы ко торого («Об эстетической деятельности», М., 1958 и др.) и дружеское общение с их автором убедило меня в том, что изу чение эмпатии – важнейшая задача науки о творческой лич ности художника. <...> Эта теория является главным историческим источником современных эмпатических теорий как в области художе ственного творчества, так и в сфере психолого эстетических исследований художественного восприятия (и воздействия), художественного обучения и образования. <...> Во «Всемирной энциклопедии искусства», изданной в США, Г. Рид опубликовал статью «Психология искусства», где пишет о том, что эмпатия, понимаемая как идентифика ция с другим, – это «акт первой важности во всех искусст вах». <...> Е.Я. Басин ва он видит в экспериментальной проверке эмпатической тео рии искусства. <...> Липпс – «один из величайших среди всех пишущих по эс тетике» (119; 29). <...> Т.П. Гаврилова выделяет четыре основных словоупотребления этого термина в зарубежной психологии: 1) понимание чувств, потребностей другого; 2) вчувствование в событие, объект искусства, приро ду; 3) аффективная связь с другим <...>
2-likii_yanus-obl.pdf
Стр.1
Стр.2
2-likii_yanus.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.118
Стр.119
Стр.120
Стр.121
2-likii_yanus-obl.pdf
Е.Я. БАСИН ДВУЛИКИЙ ЯНУС Е.Я. БАСИН ДВУЛИКИЙ ЯНУС
Стр.1
Евгений Яковлевич БАСИН – доктор философских наук, профессор, Засуженный работник культуры Российской Федерации, академик Международной академии информатизации. Его работы известны как в нашей стране, так и за рубежом (в Европе, США, Индии, Японии и др.). Е.Я. Басин является автором книг: «Семантическая философия искусства (3 издания)», «Искусство и коммуникация», «Двуликий Янус» (1ое издание), «Эмпатия и художественное творчество», «Художник и творчество»; составителем нескольких антологий («Искусство и энергия», Взгляды С. Эйзенштейна, Ван Гога, К.С. Станиславского); автором многих статей.
Стр.2
2-likii_yanus.pdf
Двуликий Янус А К А Д Е М И Я ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Е.Я. БАСИН ДВУЛИКИЙ ЯНУС (о природе творческой личности) Издание второе, дополненное Москва Гуманитарий 2009 1
Стр.1
Е.Я. Басин УДК 7.01:159.95 ББК 87.8+88.4 Б27 Басин, Евгений Яковлевич. Двуликий Янус : (о природе творческой личности) / Е. Я. Ба син ; Акад. гуманитар. исслед.  2е изд., доп.  М. : Гуманитарий, 2009.  240 с.  ISBN 9785913670748. Агентство CIP ОТ АВТОРА Главная цель книги – обратить внимание на развитие та ких мало исследованных творческих способностей, как эм патия, художественная энергия и таких нравственных сти мулов творчества, как вера, надежда и любовь. В своих вы водах автор опирается по преимуществу на опыт выдаю щихся мастеров искусства и на современные (главным об разом зарубежные) экспериментальные исследования. Данное издание дополнено специальным анализом про блемы эмпатии в работах: Т. Липпса, И.И. Лапшина, Л.С. Выготского, К.С. Станиславского, С.М. Эйзенштейна, М.М. Бахтина. Работа снабжена предметным и именным указателями. ББК 87.8+88.4 Интерес читателей к первому изданию книги «Двуликий Янус (о природе творческой личности)», опубликованной в 1996 г. малым тиражом (500 экземпляров) побудил меня осу ществить второе издание – отредактированное и дополнен ное. Автор хранит признательность М.Е. Маркову, работы ко торого («Об эстетической деятельности», М., 1958 и др.) и дружеское общение с их автором убедило меня в том, что изу чение эмпатии – важнейшая задача науки о творческой лич ности художника. Я благодарю свою сестру Басину Ирину Яковлевну за су щественную поддержку при издании этой книги, а также мою жену – Малютину Галину Александровну за постоянную по мощь в работе, Нину ДавидовнуВикторову и Дениса Борисо вича Викторова, принявших участие в художественном офор млении книги. Е.Я. Басин Двуликий Янус ISBN 9785913670748 2 © Академия гуманитарных исследований, 2009 © Издательский дом «Гуманитарий», 2009 © Е.Я. Басин, 2009 3
Стр.2
Е.Я. Басин Двуликий Янус ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................... 5 Эмпатия и феномен «естественного раздвоения» «Я» ....................................................................................................10 Художественное «Я».................................................................56 Художественная энергия...................................................... 101 Вера, надежда, любовь и художественная фантазия 128 Можно ли научить творчеству? ........................................ 144 Эмпатия (вчувствование, перевоплощение, идентификация) и искусство. Из истории вопроса.. 155 Т. Липпс................................................................................. 155 И.И. Лапшин ...................................................................... 159 Л.С. Выготский ................................................................... 168 К.С. Станиславский .......................................................... 177 С.М. Эйзенштейн............................................................... 188 М.М. Бахтин ........................................................................ 206 Примечание................................................................................ 224 Именной указатель ................................................................. 231 Предметный указатель .......................................................... 234 4 ВВЕДЕНИЕ Центральное место в книге занимает понятие «эмпатии»: оно было введено в науку и интенсивно разрабатывалось во второй половине XIX – начале XX в. на почве немецкой фи лософии, психологии и эстетики под названием «вчувствова ния». Термин «эмпатия» ввел в психологию Е.Б. Титченер (1909) в качестве английского эквивалента для немецкого термина «Einfühlung». Наиболее известными представителя ми теории «вчувствования» являются немецкие психологи и эстетики Т. Липпс, В. Вундт, И. Фолькельт, К. Гросс. Эта теория является главным историческим источником современных эмпатических теорий как в области художе ственного творчества, так и в сфере психологоэстетических исследований художественного восприятия (и воздействия), художественного обучения и образования. Однако эта теория имеет в современной западной науке не только историческое значение (cм.: 6а). Работы Т. Липпса, И. Фолькельта и др. постоянно цитируют, на них ссылаются, с ними спорят. О Т. Липпсе можно даже сказать, что он пере живает своеобразный «ренессанс», его работы переиздаются большими тиражами. Во «Всемирной энциклопедии искусства», изданной в США, Г. Рид опубликовал статью «Психология искусства», где пишет о том, что эмпатия, понимаемая как идентифика ция с другим, – это «акт первой важности во всех искусст вах». Задачу, причем важнейшую, любой психологии искусст 5
Стр.3
Е.Я. Басин ва он видит в экспериментальной проверке эмпатической тео рии искусства. Среди представителей этой теории он первым называет Т. Липпса (120; XI, 752)*. В другой работе «Значе ние искусства» (1967), обращаясь к теории «вчувствовани я», Г. Рид указывает, что «классическое выражение» ей дал Т. Липпс – «один из величайших среди всех пишущих по эс тетике» (119; 29). В фундаментальном исследовании «Психология ис кусств», написанном Г. Крейтлер и С. Крейтлер и опублико ванном в США в 1971 г. много места отводится проблеме эм патии и в первую очередь теории «вчувствования», которая анализируется как актуальная, «действующая» теория искус ства (114; 268–278). Теория «вчувствования» и эмпатии ак тивно «работает» и в современных теориях по художествен ному обучению и образованию (116). Все сказанное дает основание рассматривать разбор теории «вчувствования» как актуальную теоретическую задачу. В со временной психологии термин «эмпатия» обозначает, хотя и в чемто сходные, но все же различные явления. Т.П. Гаврилова выделяет четыре основных словоупотребления этого термина в зарубежной психологии: 1) понимание чувств, потребностей другого; 2) вчувствование в событие, объект искусства, приро ду; 3) аффективная связь с другим, разделение состояния «дру гого» или группы; 4) свойство психотерапевта. Кроме того, наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: «Эмпатия – воображаемое перенесение себя в мыс ли, чувства и действия другого...» (цит. по: 38; 150). Как отнестись к этой многозначности термина «эмпатия»? Можно выбрать одно из значений, например, первое. Кстати именно оно положено в основу определения эмпатии в «Крат ком психологическом словаре» (1985) (в нашей справочной литературе понятие «эмпатии» именно здесь впервые обрело «право гражданства»): «Эмпатия (греч. empatheia – сопере * Здесь и далее в скобках указывается порядковый номер в примечании, римская цифра означает том, арабская – страницу. 6 Двуликий Янус живание) – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания» (62; 409–410). Отправля ясь от такого значения, можно сосредоточить внимание на тех работах, где эмпатия понимается именно так и исключить все остальное. Но тогда останутся «за бортом» труды, наиболее важные для психологии искусства. Дело в том, что, как спра ведливо свидетельствуют известные историки эстетики К. Гильберт и X. Кун, в учениях об искусстве эмпатия по пре имуществу подразумевает «вчувствование» в неодушевлен ные объекты (109; 537), т.е. второе значение (по Гавриловой). Второй путь «выбора» состоит в следующем. Каждый раз обращаясь к тому или иному автору, фиксировать, в каком смысле он использует термин «эмпатия», и соответственно его анализировать. Но в таком случае остается невыясненным вопрос, а имеем ли мы вообще здесь дело с одним явлением. В свое время известный специалист по воображению К. Гор дон писал по поводу многозначности терминов «воображе ние» и «фантазия»: не имеем ли мы дело с целой группой раз личных психологических явлений (110; 194). Различных на столько, что не имеет смысла их объединять под одной терми нологической «шапкой». Не то же самое происходит с эмпа тией? Иными словами, второй путь правомерен, если мы су меем за различиями увидеть нечто существенно общее, что даст нам основание сделать предметом изучения эти различ ные явления. С одной из попыток выявить общее в различных словоу потреблениях термина «эмпатия» мы встречаемся в книге ру мынского психолога С. Маркуса «Эмпатия (эксперименталь ное исследование)» (1971). По его мнению, во всех определе ниях эмпатии общим моментом является идентификация с «другим»: или аффективная или когнитивная, или на уровне социального поведения. Именно она, идентификация, высту пает источником понимания, предсказания и пр. Здесь он ви дит «общий пункт всех существующих психологические ин терпретаций эмпатии» (117, 10). Попытка С. Маркуса требует некоторых пояснений. Иден тификация с «другим», т.е. с другой личностью, другим «Я» 7
Стр.4
Е.Я. Басин предполагает способность к формированию в психологичес кой организации своей личности воображаемого «Я», способ ность становиться на точку зрения этого «Я». Откуда же «бе рутся» эти воображенные «Я»? Они формируются в резуль тате «перехода» самых разнообразных образов из системы «неЯ» в систему «Я» (49; 82–83), в результате чего образ приобретает статус «Я», точнее – «Яобраза». Превращаться в воображенные «Я», с которыми идентифицирует себя чело век, могут как образы других людей (реальных или «выду манных»), так и образы любых других объектов, в том числе и неодушевленных. Можно уверенно сказать, что формирование «Яобраза» (а это означает одновременно и индентификацию с ним), ле жит в основе всех тех словоупотреблений термина «эмпатия», о которых речь шла раньше. Различие связано с тем, делается ли акцент на идентификации с аффективным (эмоциональ ным), когнитивным или поведенческим аспектами «Я», а так же от характера самого образа, который превращается с помо щью воображения в «Я». Например, сопереживание, понима ние, разделение состояния другого в строгом смысле слова присуще лишь в процессе эмпатии с другими людьми. Нельзя сопереживать неодушевленному предмету, но можно «одуше вить» его образ, идентифицировать себя с этим «Яобразом» и жить «в образе» этого воображенного «Я». Терминологические трудности связаны также с тем, что кроме термина «эмпатия», для обозначения тождественных или сходных явлений в работах психологов часто использу ются другие термины. Например, румынский автор В. Павел ку называет такие обозначения, наблюдаемые в истории изу чения феномена эмпатии: «симпатическая интуиция», «аф фективное слияние», «интроекция», «симпатия», «перевопло щение», «идентификация», «перенесение» и др. (117; 11). К этому перечню можно было бы добавить широко использу емый в нашем литературоведении термин «вживание». Эмпатия и искусство – это наименее разработанная тема в психологии искусства. Чаще всего эмпатия рассматривается с позиций общей психологии, в том числе и на материале худо 8 9 Двуликий Янус жественного творчества, художественного восприятия и т.п. Такой подход сам по себе правомерен. Для понимания психо логических процессов в художественной деятельности (в творчестве, восприятии, критике) важно знать, как здесь функционирует эмпатия «вообще», это важно как для науки об искусстве, так и для самой психологической науки. Предметом разбора в нашей книге выступают исследова ния по психологии искусства, от которых вправе требовать также выявления именно специфических черт эмпатии, при сущих искусству. Но таких работ сравнительно мало, и еще меньше экспериментальных данных.
Стр.5
Е.Я. Басин Воспоминание (см. Память) – 40, 41, 161 Восприятие (видение, созерцание) – 85–98 Вчувствование (см. Эмпатия) – 6, 7, 14, 156, 157, 170, 207, 210, 223 Выдумка (см. Воображение) – 167 Вымысел (см. Воображаемое) – 46, 181, 208 Выражение (см. Воплощение) – 173 Выразительность – 72–78 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Абстракция – 67 Автор – 63, 209, 210 – человек – 209 – творец – 211–212 Актер – 13, 29, 94, 95,125, 175, 177–187,189, 196, 217 Активность – 36, 126, 207, 209, 219 Аналогия – 53 Аффект (см. Чувство) – 156, 172, 174 Бессознательное (неосознаваемое) – 19, 22, 32, 33, 119–120, 171 Вдохновение – 107, 178 Вера – 110, 120, 166,182, 202 – художественная – 115 Вживание (см. Эмпатия) – 8, 26, 49, 95, 211 «Вненаходимость» – 209, 223 Внимание – 22–23, 120 Внушение (самовнушение) – 31, 33,167 Возвышенное – 200 Воплощение (объективация) (см. Выражение) Воля – 178 Воображаемое (ая) – жизнь (реальность) – 155 – Я – 156 (см. Вымысел) Воображающее Воображение (см. Выдумка) – 7, 67, 68, 163, 169, 172 – в искусстве – 29, 68, 69 234 Выражение (см. Воплощение) – 172, 212, 213 Галлюцинация – 166, 177 Гармония – 132, 135, 136 Гений (талант) – 101–103, 103–109, 111–114 Герой (в искусстве) – 12, 36–40, 174, 196, 197, 220–221, 222 Гипноз – 34, 41 Движение – 24 Действие (эмпатическое) – 213 – сценическое – 180, 183 Дети – 217 «Другой» (см. Я) – 213, 218 Диалог – 175 Дух – 102, 103, 121, 158, 179 Душа – 13, 219, 220 Жест – 99, 193 «Живое» (в искусстве) – 11, 55, 184 Жизнь (см. Реальность) – 217, 219 – в образе (см. Эмпатическая психология) – 53–55 Завершение – 65, 207 Зритель (слушатель) – 62, 85, 86, 126, 127, 193, 195, 204 Игра – 217 – детская – 217 Идентификация (отождествление, слияние) (см. Эмпатия) – 78, 196, 201, 203 Изображение – 217 Изобретение (см. Открытие) – 35, 47, 48, 52 «Изоляция» – 173, 208, 209, 223 Иллюзия – 163, 165 Имитация (см. Подражание) – 60–61, 14, 156, 194, 195 Инстинкт – 159 Интерес – 22 235 Двуликий Янус
Стр.118
Е.Я. Басин Интуиция – 166 Информация – 19 Искусство – 158 – произведение – 10–12 Исполнитель – 90–96 Когнитивная (интерпретация, понимание) – 33 Комическое (юмор) – 200–201 Композиция (см. Монтаж) – 99, 195–199, 208 Критика (художественная) – 96–100 Линия – 26 Личность (художественная) – 12, 18, 79, 81, 94, 145, 153, 209 – творца (автора) – 11, 56 – воспринимающего – 11 Личностный подход – 18, 22, 2829, 65, 66, 158 Любовь – 110, 116, 123, 129–132, 138–143, 164, 181, 182 Мечта (мечтания) – 204–212 Мистика – 161–164 Модель – 19 Моделирование – 15–17 Мотивация – 18, 110, 111, 114, 131, 137, 180, 181, 213 Монтаж (см. Композиция) – 99, 195–199 Мышление –169, 189, 202 Надежда – 111, 123 Новое – 18, 25, 34, 38, 43, 132, 133, 136, 220 Нравственность (мораль) – 101, 109–114, 119, 120, 123, 128 Образ (образность) – 8, 17 – художественный – 11, 187 – автора – 40–42, 76–78 Обучение (образование) – 5, 114–117, 145–154 Общение – 126 Одушевление (см. Эмпатия) – 11–13, 73, 75 Одухотворение (см. Эмпатия) – Олицетворение (см. Персонификация) – 26 Органическое – 54, 66, 185, 187 «Остранение» («очуждение») – 43, 47 Открытие (см. Изобретение) – Переводчик – 87–90, 120 Перевоплощение (см. Эмпатия) – 39, 160–168, 177–188, 190, 191–198 236 Переживание (см. Чувство) – 58, 175 «Перенос» (см. Эмпатия) – 119 Персонификация (см. Олицетворение) – 16 Подражание (см. Имитация) – 34 Полнота (жизни, чувств) – 69 Понимание (см. Когнитивная интерпретация) – 34, 220 Поступок – 221 Потребность – 111, 112, 131, 164, 183, 202, 203 Поэт (писатель) – 157 Прекрасное (красота) – Психология – искусства – 5, 8, 9, 28, 29, 57, 170, 171, 176 – эмпатическая – – художественная – 21 Работа – 102, 100, 106 Реальность – воображаемая – 167 Регуляция (саморегуляция) – 19, 54, 71, 83, 87, 94, 114, 119, 193 Режиссер – 53, 190 Речь (язык, слово) – 27, 31, 59, 144 Роль – 108, 181 – социальная – 61, 62 Свидетель (наблюдатель) (см. «Другой») – 45 Симпатия – 163, 168, 218 Синэстезия – 32 Ситуация – 18, 31 – и фантазия – 18 Сознание – 18, 165, 185, 187, 210 Сон (сновидения) – 162 Сопереживание (см. Эмпатическая психология) – 6, 8, 16 Стиль (манера) – 72–85 – чувство – 96, 97 Стиль – 72–74, 79–85 Субъект (см. Я) – 36, 213 Творчество – 10–18, 34, 38, 93, 106, 107, 113, 144–154, 205, 219 «Точка зрения» (ракурс) – 19, 35, 36, 43, 196, 199, 211 Удовольствие (наслаждение – 170 Установка – 18, 21, 31, 164, 168, 180 237 Двуликий Янус
Стр.119
Е.Я. Басин Фантазия – 18, 47, 128–143 – и ситуация – 18, 162 Физиогномическое – 27 Фиктивность (см. Воображаемое) – 20, 201, 202 Форма – 33, 65, 67, 69–78, 176,207, 208, 209, 216, 219 Функция – 169, 205, 208, 211, 216, 223 Характер – 174, 175, 221 Хронотоп – 44, 45, 210 Художник – 47, 59–62, 166, 169, 209 Художественное (ая) – 90, 91, 109 Цельность (целое) – 167, 194, 209, 215, 216, 217 Ценность – эстетическая – 66, 211, 215 Чувство (эмоция) (см. Аффект, Переживание) – 20, 21, 28, 108, 174, 176, 218 Эмпатия – 5–55, 152, 153 – определение – 15, 19, 98 – механизмы – 24–55 – в искусстве – 34, 138, 139 – проекция – 25, 178 – вживание – 8, 26, 30, 211 – вчувствование – 5, 156–157, 170, 210 – одухотворение (одушевление, оживление, объективирование) – 1–13, 55 – перенос (перемещение) – 44 – интроекция – 29, 31 – идентификация (слияние, отождествление, саморастворение) – 7, 8, 16 – теории – 5–7, 21, 157, 172, 223 Эмпатическая психология – сопереживание – 6, 16, 48, 206, 207, 218 – соаффект – 172 – сочувствие – 201, 220 – сотворчество – 86, 205 Энергия – 102, 103 – в искусстве – 101–127, 183–184 – экстрасенсорная – 121–127 238 239 Эстетика (как теория) – «экспрессивная» – 214–219 – «импрессивная» – 219 Я – – реальное – 150–158 – эмпатическое (вымышленное) – 8, 19, 34, 67, 69 – «другое» – 12, 156, 165, 166 – «раздвоение» – 11–13, 17, 177 – художническое 57–64 – художественное (см. Субъект) – 56–99 – образ – 8, 64–69, 181, 192 Двуликий Янус
Стр.120
Е.Я. Басин Евгений Яковлевич Басин Двуликий Янус Академия гуманитарных исследований Издательский дом «Гуманитарий» Email: academyrh@list.ru Email: basine@yandex.ru Подписано в печать 25.03.2009. Печать офсетная. Формат 60х90 /16. Бумага офсетная. Гарнитура «Петербург». Печ. л. 15. Тираж 500. Заказ № Отпечатано в ФГУП «Производственноиздательский комбинат ВИНИТИ», 140010, г. Люберцы московской обл., Октябрьский прт, 403. 240
Стр.121