Двуликий Янус
А К А Д Е М И Я
ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Е.Я. БАСИН
ДВУЛИКИЙ
ЯНУС
(о природе творческой личности)
Издание второе, дополненное
Москва
Гуманитарий
2009
1
Стр.1
Е.Я. Басин
УДК 7.01:159.95
ББК 87.8+88.4
Б27
Басин, Евгений Яковлевич.
Двуликий Янус : (о природе творческой личности) / Е. Я. Ба
син ; Акад. гуманитар. исслед. 2е изд., доп. М. :
Гуманитарий, 2009. 240 с. ISBN 9785913670748.
Агентство CIP
ОТ АВТОРА
Главная цель книги – обратить внимание на развитие та
ких мало исследованных творческих способностей, как эм
патия, художественная энергия и таких нравственных сти
мулов творчества, как вера, надежда и любовь. В своих вы
водах автор опирается по преимуществу на опыт выдаю
щихся мастеров искусства и на современные (главным об
разом зарубежные) экспериментальные исследования.
Данное издание дополнено специальным анализом про
блемы эмпатии в работах: Т. Липпса, И.И. Лапшина, Л.С.
Выготского, К.С. Станиславского, С.М. Эйзенштейна,
М.М. Бахтина.
Работа снабжена предметным и именным указателями.
ББК 87.8+88.4
Интерес читателей к первому изданию книги «Двуликий
Янус (о природе творческой личности)», опубликованной в
1996 г. малым тиражом (500 экземпляров) побудил меня осу
ществить второе издание – отредактированное и дополнен
ное.
Автор хранит признательность М.Е. Маркову, работы ко
торого («Об эстетической деятельности», М., 1958 и др.) и
дружеское общение с их автором убедило меня в том, что изу
чение эмпатии – важнейшая задача науки о творческой лич
ности художника.
Я благодарю свою сестру Басину Ирину Яковлевну за су
щественную поддержку при издании этой книги, а также мою
жену – Малютину Галину Александровну за постоянную по
мощь в работе, Нину ДавидовнуВикторову и Дениса Борисо
вича Викторова, принявших участие в художественном офор
млении книги.
Е.Я. Басин
Двуликий Янус
ISBN 9785913670748
2
© Академия гуманитарных исследований, 2009
© Издательский дом «Гуманитарий», 2009
© Е.Я. Басин, 2009
3
Стр.2
Е.Я. Басин
Двуликий Янус
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................... 5
Эмпатия и феномен «естественного раздвоения»
«Я» ....................................................................................................10
Художественное «Я».................................................................56
Художественная энергия...................................................... 101
Вера, надежда, любовь и художественная фантазия 128
Можно ли научить творчеству? ........................................ 144
Эмпатия (вчувствование, перевоплощение,
идентификация) и искусство. Из истории вопроса.. 155
Т. Липпс................................................................................. 155
И.И. Лапшин ...................................................................... 159
Л.С. Выготский ................................................................... 168
К.С. Станиславский .......................................................... 177
С.М. Эйзенштейн............................................................... 188
М.М. Бахтин ........................................................................ 206
Примечание................................................................................ 224
Именной указатель ................................................................. 231
Предметный указатель .......................................................... 234
4
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в книге занимает понятие «эмпатии»:
оно было введено в науку и интенсивно разрабатывалось во
второй половине XIX – начале XX в. на почве немецкой фи
лософии, психологии и эстетики под названием «вчувствова
ния». Термин «эмпатия» ввел в психологию Е.Б. Титченер
(1909) в качестве английского эквивалента для немецкого
термина «Einfühlung». Наиболее известными представителя
ми теории «вчувствования» являются немецкие психологи и
эстетики Т. Липпс, В. Вундт, И. Фолькельт, К. Гросс.
Эта теория является главным историческим источником
современных эмпатических теорий как в области художе
ственного творчества, так и в сфере психологоэстетических
исследований художественного восприятия (и воздействия),
художественного обучения и образования.
Однако эта теория имеет в современной западной науке не
только историческое значение (cм.: 6а). Работы Т. Липпса,
И. Фолькельта и др. постоянно цитируют, на них ссылаются,
с ними спорят. О Т. Липпсе можно даже сказать, что он пере
живает своеобразный «ренессанс», его работы переиздаются
большими тиражами.
Во «Всемирной энциклопедии искусства», изданной в
США, Г. Рид опубликовал статью «Психология искусства»,
где пишет о том, что эмпатия, понимаемая как идентифика
ция с другим, – это «акт первой важности во всех искусст
вах». Задачу, причем важнейшую, любой психологии искусст
5
Стр.3
Е.Я. Басин
ва он видит в экспериментальной проверке эмпатической тео
рии искусства. Среди представителей этой теории он первым
называет Т. Липпса (120; XI, 752)*. В другой работе «Значе
ние искусства» (1967), обращаясь к теории «вчувствовани
я», Г. Рид указывает, что «классическое выражение» ей дал
Т. Липпс – «один из величайших среди всех пишущих по эс
тетике» (119; 29).
В фундаментальном исследовании «Психология ис
кусств», написанном Г. Крейтлер и С. Крейтлер и опублико
ванном в США в 1971 г. много места отводится проблеме эм
патии и в первую очередь теории «вчувствования», которая
анализируется как актуальная, «действующая» теория искус
ства (114; 268–278). Теория «вчувствования» и эмпатии ак
тивно «работает» и в современных теориях по художествен
ному обучению и образованию (116).
Все сказанное дает основание рассматривать разбор теории
«вчувствования» как актуальную теоретическую задачу. В со
временной психологии термин «эмпатия» обозначает, хотя и в
чемто сходные, но все же различные явления. Т.П. Гаврилова
выделяет четыре основных словоупотребления этого термина в
зарубежной психологии: 1) понимание чувств, потребностей
другого; 2) вчувствование в событие, объект искусства, приро
ду; 3) аффективная связь с другим, разделение состояния «дру
гого» или группы; 4) свойство психотерапевта. Кроме того,
наиболее популярно в психологии межличностных отношений
и психологии личности понимание эмпатии, предложенное
Даймонд: «Эмпатия – воображаемое перенесение себя в мыс
ли, чувства и действия другого...» (цит. по: 38; 150).
Как отнестись к этой многозначности термина «эмпатия»?
Можно выбрать одно из значений, например, первое. Кстати
именно оно положено в основу определения эмпатии в «Крат
ком психологическом словаре» (1985) (в нашей справочной
литературе понятие «эмпатии» именно здесь впервые обрело
«право гражданства»): «Эмпатия (греч. empatheia – сопере
* Здесь и далее в скобках указывается порядковый номер в примечании,
римская цифра означает том, арабская – страницу.
6
Двуликий Янус
живание) – постижение эмоциональных состояний другого
человека в форме сопереживания» (62; 409–410). Отправля
ясь от такого значения, можно сосредоточить внимание на тех
работах, где эмпатия понимается именно так и исключить все
остальное. Но тогда останутся «за бортом» труды, наиболее
важные для психологии искусства. Дело в том, что, как спра
ведливо свидетельствуют известные историки эстетики
К. Гильберт и X. Кун, в учениях об искусстве эмпатия по пре
имуществу подразумевает «вчувствование» в неодушевлен
ные объекты (109; 537), т.е. второе значение (по Гавриловой).
Второй путь «выбора» состоит в следующем. Каждый раз
обращаясь к тому или иному автору, фиксировать, в каком
смысле он использует термин «эмпатия», и соответственно
его анализировать. Но в таком случае остается невыясненным
вопрос, а имеем ли мы вообще здесь дело с одним явлением.
В свое время известный специалист по воображению К. Гор
дон писал по поводу многозначности терминов «воображе
ние» и «фантазия»: не имеем ли мы дело с целой группой раз
личных психологических явлений (110; 194). Различных на
столько, что не имеет смысла их объединять под одной терми
нологической «шапкой». Не то же самое происходит с эмпа
тией? Иными словами, второй путь правомерен, если мы су
меем за различиями увидеть нечто существенно общее, что
даст нам основание сделать предметом изучения эти различ
ные явления.
С одной из попыток выявить общее в различных словоу
потреблениях термина «эмпатия» мы встречаемся в книге ру
мынского психолога С. Маркуса «Эмпатия (эксперименталь
ное исследование)» (1971). По его мнению, во всех определе
ниях эмпатии общим моментом является идентификация с
«другим»: или аффективная или когнитивная, или на уровне
социального поведения. Именно она, идентификация, высту
пает источником понимания, предсказания и пр. Здесь он ви
дит «общий пункт всех существующих психологические ин
терпретаций эмпатии» (117, 10).
Попытка С. Маркуса требует некоторых пояснений. Иден
тификация с «другим», т.е. с другой личностью, другим «Я»
7
Стр.4
Е.Я. Басин
предполагает способность к формированию в психологичес
кой организации своей личности воображаемого «Я», способ
ность становиться на точку зрения этого «Я». Откуда же «бе
рутся» эти воображенные «Я»? Они формируются в резуль
тате «перехода» самых разнообразных образов из системы
«неЯ» в систему «Я» (49; 82–83), в результате чего образ
приобретает статус «Я», точнее – «Яобраза». Превращаться в
воображенные «Я», с которыми идентифицирует себя чело
век, могут как образы других людей (реальных или «выду
манных»), так и образы любых других объектов, в том числе и
неодушевленных.
Можно уверенно сказать, что формирование «Яобраза»
(а это означает одновременно и индентификацию с ним), ле
жит в основе всех тех словоупотреблений термина «эмпатия»,
о которых речь шла раньше. Различие связано с тем, делается
ли акцент на идентификации с аффективным (эмоциональ
ным), когнитивным или поведенческим аспектами «Я», а так
же от характера самого образа, который превращается с помо
щью воображения в «Я». Например, сопереживание, понима
ние, разделение состояния другого в строгом смысле слова
присуще лишь в процессе эмпатии с другими людьми. Нельзя
сопереживать неодушевленному предмету, но можно «одуше
вить» его образ, идентифицировать себя с этим «Яобразом»
и жить «в образе» этого воображенного «Я».
Терминологические трудности связаны также с тем, что
кроме термина «эмпатия», для обозначения тождественных
или сходных явлений в работах психологов часто использу
ются другие термины. Например, румынский автор В. Павел
ку называет такие обозначения, наблюдаемые в истории изу
чения феномена эмпатии: «симпатическая интуиция», «аф
фективное слияние», «интроекция», «симпатия», «перевопло
щение», «идентификация», «перенесение» и др. (117; 11).
К этому перечню можно было бы добавить широко использу
емый в нашем литературоведении термин «вживание».
Эмпатия и искусство – это наименее разработанная тема в
психологии искусства. Чаще всего эмпатия рассматривается с
позиций общей психологии, в том числе и на материале худо
8
9
Двуликий Янус
жественного творчества, художественного восприятия и т.п.
Такой подход сам по себе правомерен. Для понимания психо
логических процессов в художественной деятельности
(в творчестве, восприятии, критике) важно знать, как здесь
функционирует эмпатия «вообще», это важно как для науки
об искусстве, так и для самой психологической науки.
Предметом разбора в нашей книге выступают исследова
ния по психологии искусства, от которых вправе требовать
также выявления именно специфических черт эмпатии, при
сущих искусству. Но таких работ сравнительно мало, и еще
меньше экспериментальных данных.
Стр.5
Е.Я. Басин
Воспоминание (см. Память) – 40, 41, 161
Восприятие (видение, созерцание) – 85–98
Вчувствование (см. Эмпатия) – 6, 7, 14, 156, 157, 170, 207, 210, 223
Выдумка (см. Воображение) – 167
Вымысел (см. Воображаемое) – 46, 181, 208
Выражение (см. Воплощение) – 173
Выразительность – 72–78
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абстракция – 67
Автор – 63, 209, 210
– человек – 209
– творец – 211–212
Актер – 13, 29, 94, 95,125, 175, 177–187,189, 196, 217
Активность – 36, 126, 207, 209, 219
Аналогия – 53
Аффект (см. Чувство) – 156, 172, 174
Бессознательное (неосознаваемое) – 19, 22, 32, 33, 119–120, 171
Вдохновение – 107, 178
Вера – 110, 120, 166,182, 202
– художественная – 115
Вживание (см. Эмпатия) – 8, 26, 49, 95, 211
«Вненаходимость» – 209, 223
Внимание – 22–23, 120
Внушение (самовнушение) – 31, 33,167
Возвышенное – 200
Воплощение (объективация) (см. Выражение)
Воля – 178
Воображаемое (ая)
– жизнь (реальность) – 155
– Я – 156
(см. Вымысел)
Воображающее
Воображение (см. Выдумка) – 7, 67, 68, 163, 169, 172
– в искусстве – 29, 68, 69
234
Выражение (см. Воплощение) – 172, 212, 213
Галлюцинация – 166, 177
Гармония – 132, 135, 136
Гений (талант) – 101–103, 103–109, 111–114
Герой (в искусстве) – 12, 36–40, 174, 196, 197, 220–221, 222
Гипноз – 34, 41
Движение – 24
Действие (эмпатическое) – 213
– сценическое – 180, 183
Дети – 217
«Другой» (см. Я) – 213, 218
Диалог – 175
Дух – 102, 103, 121, 158, 179
Душа – 13, 219, 220
Жест – 99, 193
«Живое» (в искусстве) – 11, 55, 184
Жизнь (см. Реальность) – 217, 219
– в образе (см. Эмпатическая психология) – 53–55
Завершение – 65, 207
Зритель (слушатель) – 62, 85, 86, 126, 127, 193, 195, 204
Игра – 217
– детская – 217
Идентификация (отождествление, слияние) (см. Эмпатия) – 78,
196, 201, 203
Изображение – 217
Изобретение (см. Открытие) – 35, 47, 48, 52
«Изоляция» – 173, 208, 209, 223
Иллюзия – 163, 165
Имитация (см. Подражание) – 60–61, 14, 156, 194, 195
Инстинкт – 159
Интерес – 22
235
Двуликий Янус
Стр.118
Е.Я. Басин
Интуиция – 166
Информация – 19
Искусство – 158
– произведение – 10–12
Исполнитель – 90–96
Когнитивная (интерпретация, понимание) – 33
Комическое (юмор) – 200–201
Композиция (см. Монтаж) – 99, 195–199, 208
Критика (художественная) – 96–100
Линия – 26
Личность (художественная) – 12, 18, 79, 81, 94, 145, 153, 209
– творца (автора) – 11, 56
– воспринимающего – 11
Личностный подход – 18, 22, 2829, 65, 66, 158
Любовь – 110, 116, 123, 129–132, 138–143, 164, 181, 182
Мечта (мечтания) – 204–212
Мистика – 161–164
Модель – 19
Моделирование – 15–17
Мотивация – 18, 110, 111, 114, 131, 137, 180, 181, 213
Монтаж (см. Композиция) – 99, 195–199
Мышление –169, 189, 202
Надежда – 111, 123
Новое – 18, 25, 34, 38, 43, 132, 133, 136, 220
Нравственность (мораль) – 101, 109–114, 119, 120, 123, 128
Образ (образность) – 8, 17
– художественный – 11, 187
– автора – 40–42, 76–78
Обучение (образование) – 5, 114–117, 145–154
Общение – 126
Одушевление (см. Эмпатия) – 11–13, 73, 75
Одухотворение (см. Эмпатия) –
Олицетворение (см. Персонификация) – 26
Органическое – 54, 66, 185, 187
«Остранение» («очуждение») – 43, 47
Открытие (см. Изобретение) –
Переводчик – 87–90, 120
Перевоплощение (см. Эмпатия) – 39, 160–168, 177–188, 190, 191–198
236
Переживание (см. Чувство) – 58, 175
«Перенос» (см. Эмпатия) – 119
Персонификация (см. Олицетворение) – 16
Подражание (см. Имитация) – 34
Полнота (жизни, чувств) – 69
Понимание (см. Когнитивная интерпретация) – 34, 220
Поступок – 221
Потребность – 111, 112, 131, 164, 183, 202, 203
Поэт (писатель) – 157
Прекрасное (красота) –
Психология
– искусства – 5, 8, 9, 28, 29, 57, 170, 171, 176
– эмпатическая –
– художественная – 21
Работа – 102, 100, 106
Реальность
– воображаемая – 167
Регуляция (саморегуляция) – 19, 54, 71, 83, 87, 94, 114, 119, 193
Режиссер – 53, 190
Речь (язык, слово) – 27, 31, 59, 144
Роль – 108, 181
– социальная – 61, 62
Свидетель (наблюдатель) (см. «Другой») – 45
Симпатия – 163, 168, 218
Синэстезия – 32
Ситуация – 18, 31
– и фантазия – 18
Сознание – 18, 165, 185, 187, 210
Сон (сновидения) – 162
Сопереживание (см. Эмпатическая психология) – 6, 8, 16
Стиль (манера) – 72–85
– чувство – 96, 97
Стиль – 72–74, 79–85
Субъект (см. Я) – 36, 213
Творчество – 10–18, 34, 38, 93, 106, 107, 113, 144–154, 205, 219
«Точка зрения» (ракурс) – 19, 35, 36, 43, 196, 199, 211
Удовольствие (наслаждение – 170
Установка – 18, 21, 31, 164, 168, 180
237
Двуликий Янус
Стр.119
Е.Я. Басин
Фантазия – 18, 47, 128–143
– и ситуация – 18, 162
Физиогномическое – 27
Фиктивность (см. Воображаемое) – 20, 201, 202
Форма – 33, 65, 67, 69–78, 176,207, 208, 209, 216, 219
Функция – 169, 205, 208, 211, 216, 223
Характер – 174, 175, 221
Хронотоп – 44, 45, 210
Художник – 47, 59–62, 166, 169, 209
Художественное (ая) – 90, 91, 109
Цельность (целое) – 167, 194, 209, 215, 216, 217
Ценность
– эстетическая – 66, 211, 215
Чувство (эмоция) (см. Аффект, Переживание) – 20, 21, 28, 108,
174, 176, 218
Эмпатия – 5–55, 152, 153
– определение – 15, 19, 98
– механизмы – 24–55
– в искусстве – 34, 138, 139
– проекция – 25, 178
– вживание – 8, 26, 30, 211
– вчувствование – 5, 156–157, 170, 210
– одухотворение (одушевление, оживление,
объективирование) – 1–13, 55
– перенос (перемещение) – 44
– интроекция – 29, 31
– идентификация (слияние, отождествление,
саморастворение) – 7, 8, 16
– теории – 5–7, 21, 157, 172, 223
Эмпатическая психология
– сопереживание – 6, 16, 48, 206, 207, 218
– соаффект – 172
– сочувствие – 201, 220
– сотворчество – 86, 205
Энергия – 102, 103
– в искусстве – 101–127, 183–184
– экстрасенсорная – 121–127
238
239
Эстетика (как теория)
– «экспрессивная» – 214–219
– «импрессивная» – 219
Я –
– реальное – 150–158
– эмпатическое (вымышленное) – 8, 19, 34, 67, 69
– «другое» – 12, 156, 165, 166
– «раздвоение» – 11–13, 17, 177
– художническое 57–64
– художественное (см. Субъект) – 56–99
– образ – 8, 64–69, 181, 192
Двуликий Янус
Стр.120
Е.Я. Басин
Евгений Яковлевич Басин
Двуликий Янус
Академия гуманитарных исследований
Издательский дом «Гуманитарий»
Email: academyrh@list.ru
Email: basine@yandex.ru
Подписано в печать 25.03.2009. Печать офсетная.
Формат 60х90 /16. Бумага офсетная.
Гарнитура «Петербург». Печ. л. 15. Тираж 500.
Заказ №
Отпечатано в ФГУП
«Производственноиздательский комбинат ВИНИТИ»,
140010, г. Люберцы московской обл., Октябрьский прт, 403.
240
Стр.121