ГОРБУНОВА И Б.А. МОЛЧАНОВА «ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗА ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ» (АРХАНГЕЛЬСК, 2013. <...> ) Рецензируемая монография написана авторами на тему, имеющую большой научный и практический интерес, поскольку современное общество построено на принципе равенства, согласно которому каждый, по крайней мере, теоретически может стремиться занять любое положение в обществе. <...> Однако коллективный опыт несправедливого отношения со стороны большинства населения наиболее демонстративен на примере коренных народов и народа цыган. <...> Один из наименее затронутых колонизацией коренных народов — это саами, а цыгане, не будучи колонизированным народом, в течение долгого времени находились в состоянии рабской зависимости. <...> Эти группы следует рассматривать как транснациональные, поскольку проживают они на территории разных суверенных государств. <...> Справедливости ради следует заметить, что, сходный по смыслу понятию «транснациональные», термин «разделенные» народы можно применить и к коренным малочисленным народам, проживающим в России. <...> Следует признать, что обе группы (оба народа) могут быть отнесены к категории «уязвимых»; ряд признаков одинаково применимы к обеим группам: не доминирующее положение в многонациональном сообществе; культурные отличия от остальной части населения; сознание принадлежности к своему этносу; сохранение традиционного уклада жизни. <...> Можно с уверенностью утверждать, что вековая история дискриминации и грубых массовых нарушений прав привели к формированию у этих групп специфического самоощущения изолированности от широкого социального окружения, чувства противостояния и подсознательного стремления к восстановлению справедливости. <...> В зависимости от определения коренных народов их число может быть различным. <...> Коренные народы всегда стремились к признанию своей идентичности, своего образа жизни и своих прав на традиционно занимаемые ими земли и ресурсы; однако на протяжении <...>