ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В.В. <...> Глебов Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 109093 В статье представлены результаты исследований по комплексу факторов учебной среды, которые влияют на функциональное состояние учащейся молодежи. <...> В работе показано, в частности, как общая продолжительность учебной и интеллектуальной нагрузки, уровень работоспособности воздействуют на работу сердечно-сосудистой, нервной, гормональной системы детей и подростков. <...> В работе рассматриваются некоторые подходы профилактической и коррекционной работы по повышению адаптации детей и подростков. <...> Ключевые слова: дети и подростки, школьная среда, учебные нагрузки, работоспособность, профилактика и коррекция, функциональные системы, функциональные возможности. <...> Работоспособность учащихся во время учебного года зависит от многих факторов как природной (времени года, геофизического состояния, уровня антропогенной нагрузки и т.д.) так и социальной среды, где огромное значение имеет рациональность построения учебного процесса. <...> Это значит, что размеры учебной нагрузки на протяжении дня, недели и учебного года, чередование уроков по предметам в течение дня и недели, смена различных видов деятельности, чередование труда и отдыха должны быть физиологически обоснованы и адекватны психофизическому развитию индивида [1; 3; 6]. <...> Для понимания данной проблематики необходимо рассмотреть важные элементы учебного процесса школьного образования, на которые можно влиять, изменяя, таким образом, динамику адаптационного процесса: продолжительность учебной нагрузки, состояние работоспособности, оптимальность интеллектуальной нагрузки, режим отдыха и смены деятельности учащихся. <...> Общая продолжительность учебной нагрузки учащихся в рамках возрастных физиологических норм — важное условие, способствующее сохранению <...>