УРОКИ ИСТОРИИ УРОКИ ИСТОРИИ Взлетно-посадочные системы авианосцев О ТОМ, ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ПАЛУБУ В ВПП Продолжение. <...> Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами. <...> Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы — паровые катапульты и аэрофинишеры, для первых советских полноценных авианосцев. <...> №2• 2015 91 УРОКИ ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ КАТАПУЛЬТА НА БОРТУ АВИАНОСЦА XXI ВЕКА F-35С взлетает с борта CVN-78 Совершенствование взлётно-посадочных операций и техники для их выполнения не прекращалось на протяжении всей вековой истории палубной авиации, начиная с первой посадки и взлёта с палубы Юджина Эли (США), первого морского лётчика. <...> Опыт использования авианосцев во Второй мировой войне (WWII) и появление в конце её реактивных летательных аппаратов палубного базирования (ЛАПБ) позволило специалистам Королевского авиационного центра (RAF, Farnbrough) сформулировать три базовых требования к облику авианосцев будущего, среди которых определяющим был «принудительный взлёт при любых условиях старта», т.е., катапультный старт. <...> Более 60 лет это требование успешно выполняла паровая катапульта Митчелла — с середины прошлого века и до наших дней. <...> Разработка катапультного старта летательных аппаратов (ЛА) прошла тернистый путь, непосредственно связанный с созданием всё более совершенных образцов самолётов и, в первую очередь, с появлением ЛАПБ. <...> Вот некоторые из них: полиспастно-гравитационная катапульта (К), пневматическая, пороховая, роторно-инерционная (маховичная), пневмо-гидравлическая и, наконец, электромагнитная (ЭМК, EMALS) на основе линейного электрического двигателя (ЛЭД). <...> Если все предшествующие поколения К, за исключением роторно-инерционной, имели сходные элементы конструкции в виде цилиндров <...>