ИШВАРАВАДА В КОНТЕКСТЕ ТЕИЗМА∗ Е.Н. Аникеева Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 Индийское учение ишвара-вада о личном Высшем Боге («īзvara-vāda» от санскр. īз — «владеть»; īзvara — «господин», «хозяин»; vāda — учение) играет большую роль в классической индийской философии. <...> Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной ей доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. <...> При сравнении ишвара-вады и западного теизма, в частности с доказательствами бытия Бога в европейской схоластике обнаруживаются сходства между ними и отличия. <...> В индийском теизме отсутствует креационистская доктрина, характерная для монотеистической религиозности. <...> В отличие от христианского теизма, или теизма в абсолютном значении этого понятия (взятого как «монотеизм», «теоцентризм»), в индийской культуре, как и в других политеистических религиях и философиях, имеется лишь относительный теизм. <...> Данные различия связаны с противоположностью монотеистической и политеистической религиозных парадигм [см. подробнее: 1]. <...> Тема личного Бога (богов) в Индии кристаллизуется в форме ишвара-вады (термин «īзvara-vāda» от санскр. īз — «владеть»; īзvara — «господин», «хозяин»; vāda — учение), или учения ряда важнейших классических индийских философских школ о личном Высшем Боге — Ишваре. <...> При всех особенностях индийской культуры там усматриваются богатые традиции «теизма», и многие индийские и западные авторы относят к нему ишвара-ваду [8; 12; 16; 11]. <...> В защиту концепции Ишвары выступают йога, ньяя, зрелая и поздняя вайшешика, ряд течений веданты (так называемой «теистической веданты»), часть направлений санкхьи и поздние представители мимансы. <...> Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной теизму доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. <...> Отдельные системы ишвара-вады <...>