Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторАникеева
Страниц8
ID415208
АннотацияИндийское учение ишвара-вада о личном Высшем Боге («īçvara-vāda» от санскр. īç — «владеть»; īçvara — «господин», «хозяин»; vāda — учение) играет большую роль в классической индийской философии. Ряд даршан получили в связи с этим названия «сешвара-санкхья» («санкхья с Ишварой»), «сешвара-миманса» («миманса с Ишварой») и др. Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной ей доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. При сравнении ишвара-вады и западного теизма, в частности с доказательствами бытия Бога в европейской схоластике обнаруживаются сходства между ними и отличия. В индийском теизме отсутствует креационистская доктрина, характерная для монотеистической религиозности.
Аникеева, Е.Н. ИШВАРА-ВАДА В КОНТЕКСТЕ ТЕИЗМА∗ / Е.Н. Аникеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия .— 2015 .— №4 .— С. 62-69 .— URL: https://rucont.ru/efd/415208 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИШВАРАВАДА В КОНТЕКСТЕ ТЕИЗМА∗ Е.Н. Аникеева Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 Индийское учение ишвара-вада о личном Высшем Боге («īзvara-vāda» от санскр. īз — «владеть»; īзvara — «господин», «хозяин»; vāda — учение) играет большую роль в классической индийской философии. <...> Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной ей доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. <...> При сравнении ишвара-вады и западного теизма, в частности с доказательствами бытия Бога в европейской схоластике обнаруживаются сходства между ними и отличия. <...> В индийском теизме отсутствует креационистская доктрина, характерная для монотеистической религиозности. <...> В отличие от христианского теизма, или теизма в абсолютном значении этого понятия (взятого как «монотеизм», «теоцентризм»), в индийской культуре, как и в других политеистических религиях и философиях, имеется лишь относительный теизм. <...> Данные различия связаны с противоположностью монотеистической и политеистической религиозных парадигм [см. подробнее: 1]. <...> Тема личного Бога (богов) в Индии кристаллизуется в форме ишвара-вады (термин «īзvara-vāda» от санскр. īз — «владеть»; īзvara — «господин», «хозяин»; vāda — учение), или учения ряда важнейших классических индийских философских школ о личном Высшем БогеИшваре. <...> При всех особенностях индийской культуры там усматриваются богатые традиции «теизма», и многие индийские и западные авторы относят к нему ишвара-ваду [8; 12; 16; 11]. <...> В защиту концепции Ишвары выступают йога, ньяя, зрелая и поздняя вайшешика, ряд течений веданты (так называемой «теистической веданты»), часть направлений санкхьи и поздние представители мимансы. <...> Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной теизму доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. <...> Отдельные системы ишвара-вады <...>