ЭВОЛЮЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (ВЫГОТСКИЙ, ИЛЬЕНКОВ, МАМАРДАШВИЛИ) А.А. Никитин Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В статье дается анализ положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, касающихся генезиса и структуры мышления, в соотнесении с идеями ведущих философов советской эпохи — Э.В. Ильенкова и М.К. Мамардашвили. <...> Понятие как единица речевого мышления занимает центральное место в проблематике соотношения между мыслью и словом и издревле привлекает внимание философов и ученых. <...> Под этим углом зрения особое значение для изучения понятия — его генезиса и структуры — имеют экспериментальные и теоретические работы выдающегося отечественного психолога и культуролога Л.С. Выготского. <...> Л.С. Выготский исследовал понятие в качестве единицы речевого мышления — феномена материально-идеальной природы и рассматривал понятие в становлении. <...> Наибольший интерес представляет его работа «Исторический смысл психологического кризиса» [1], а также обобщение результатов научного анализа понятия, суммированных Л.С. Выготским в фундаментальной работе «Мышление и речь» [2]. <...> В современной литературе концепция Выготского связывается с идеей социальных источников человеческого сознания и с принципом знакового опосредствования высших психических функций. <...> Он писал: «Все высшие психические функции суть интериоризированные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. <...> Их состав, генетическая структура, способ действия — одним словом вся их природа социальна» [1. <...> Суть экспериментов Л.С. Выготского заключалась в том, что детям разного возраста предлагалось по их усмотрению сгруппировать предметы разной величины, формы, цвета и т.д. под общим наименованием в виде искусственного слова, лишенного <...>