СИЛА И ПРАВО ПРИРОДЫ: СПИНОЗА О ДВУХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА А.Г. Гаджикурбанов Кафедра этики Философский факультет Московский государственный университет им. <...> М.И. Ломоносова Ленинские горы, корпус «Шуваловский», ГСП-1, Москва, Россия, 119991 Спиноза полагает в основание своей этической концепции идею философского натурализма. <...> Она предполагает, что способ познания всех вещей должен опираться на единые и общие для них законы природы. <...> В то же время анализ социальных идей Спинозы показывает, что проводимое им разделение всех феноменов человеческой жизни в соответствие с естественным и гражданским статусом человека требует дифференцированного подхода к каждому из них. <...> В этом случае в натуралистическую программу привносится различительный смысл. <...> Ключевые слова: Спиноза, этическая концепция, философский натурализм, единые законы природы, естественный и гражданский статус человека, дифференцированный подход, различительный смысл. <...> Особое место, занимаемое понятием природы в универсуме Спинозы, позволяет многим исследователям говорить о натурализме его метода, в частности, о свойственном ему натуралистическом подходе при оценке феноменов моральной жизни субъекта (1). <...> Ведь, как утверждает Спиноза, «способ познания природы вещей, каковы бы они ни были, должен быть один и тот же, а именно — это должно быть познание из универсальных законов и правил природы» (Этика III Предисловие). <...> Для него это стремление составляет подлинное основание добродетели (Этика IV 22 королларий). <...> Кроме того, он наделяет это понятие еще и юридическим смыслом, когда говорит о праве природы (Политический трактат II 3—4). <...> С точки зрения Спинозы, все, что совершает каждый человек, он осуществляет по высшему праву природы, и имеет столько прав на совершение своих действий, сколько мощи ему даровано. <...> А поскольку добродетель (virtus) есть способность (potentia) человека производить то, что может быть понято из одних только законов его <...>