Габдуллин Кафедра онтологии и теории познания Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются основные эпистемологические параметры сравнения понятий «знание», «истина», «заблуждение» и «предрассудок». <...> Выявляются некоторые логические следствия, возникающие в результате проведенного сравнения. <...> На основе исследования гносеологического измерения предрассудка делаются определенные выводы теоретического характера, позволяющие по-новому осмыслить природу и роль предрассудка как особого вида эпистемического состояния сознания. <...> Так, предрассудок либо напрямую связывается с заблуждением — ложным мнением, суеверием, либо с мнением лишенным достаточных оснований. <...> И та, и другая из указанных характеристик (ложность и необоснованность) находятся в одной категориальной плоскости с понятием знания, по крайней мере, в рамках традиционной трактовки последнего, поскольку в качестве главных критериев здесь как раз принимаются истинность и обоснованность. <...> Таким образом, если исходить из традиционной трактовки знания как истинного и обоснованного мнения, а в понимании предрассудка руководствоваться сложившейся практикой словоупотребления его как ложного и необоснованного мнения, то знание и предрассудок находятся в отношении логической сравнимости, причем такой, что позволяет трактовать эти понятия как несовместимые по их логическому объему. <...> Предрассудок это знание, погруженное в ценностный контекст, он выражает (явно или не явно и практически неосознанно) ценность и неотъемлемо ей присущее эмоционально-аффективное содержание. <...> Ядром структуры предрассудка, несомненно, выступает его особым образом организованное ценностно-когнитивное взаимодействие компонентов сознания, представляющее его, прежде всего, как особую форму предпосылочного знания, в которой ценностный компонент доминирует <...>