УДК 811.161.1′27′37 АНАЛИЗ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ 1943—1945 ГГ. (на примере лексемы «ветер») М.А. Карелова Российский университет дружбы народов ул. <...> В структуре лингвокультурной ситуации этого периода прежде всего выделяется лингвокультурная универсалия «Война», оказавшая влияние на концепты, выделяемые в ее составе, в частности, в рамках культурно-тематического поля «Явления природы». <...> Также рассмотрены особенности вербализации лексемы «ветер» в художественных произведениях 1943—1945 гг., которая отражает особое восприятие явлений природы в лингвокультурной ситуации данного временного отрезка. <...> Сочетания с лексемой «ветер» передают лингвокультурные детали, входящие в состав концептов «победа», «родина»/«чужбина», «смерть»/ «жизнь» и др. <...> Ключевые слова: лингвокультурология, лингвокультурная ситуация, лингвокультурная универсалия, концепт, культурно-тематическое поле «Явления природы». <...> ВВЕДЕНИЕ В современной филологии проблемы взаимосвязи языка и культуры продолжают оставаться приоритетными. <...> Весьма перспективным способом исследования этой взаимосвязи в определенный период является разработанная В.М. Шаклеиным методика лингвокультурной ситуации (далее — ЛКС), т.е. совокупность языков и культур в социально-территориальном взаимодействии в рамках определенного временного среза и границах определенного региона. <...> В рамках ЛКС в исследуемых текстах выделяются лингвокультурные универсалии, лингвокультурные детали и культурно-тематические поля [8. <...> Объект настоящего исследования — лингвокультурная ситуация 1941— 1945 гг., впервые ставшая объектом специального научного исследования. <...> Безусловно, наиболее значимой лингвокультурной универсалией этой эпохи в России стала Великая Отечественная война. <...> Литературные произведения военных лет сыграли выдающуюся роль в борьбе с фашизмом. <...> В произведениях тех лет «Война» — одна из основных лингвокультурных универсалий, она оказала важнейшее влияние <...>