УДК 81’271:821 ОТ МОЛЧАНИЯ К ШЕПОТУ И ГОВОРЕНИЮ: О ПОЭТИЧЕСКИХ LANGUE, LANGAGE И PAROLE* О.И. Северская Институт русского языка им. <...> Волхонка, 18/2, Москва, Россия, 119019 На материале русской поэзии XVIII—XX вв. рассматривается метадискурсивное употребление лексем молчание, шепот, говор, символизирующие, соответственно, langue, langage и parole поэтической практики. <...> Это проявляется в обилии в текстах маркеров языковых и речевых феноменов, к которым относятся лексемы, так или иначе к ним отсылающие и активизирующие в поэтическом языке метаязыковую функцию: язык, речь, слово, текст, молчание, говорение и др. <...> О «лингвоцентризме» чаще говорят применительно к современной поэзии [3; 5], однако он имеет глубокие корни. <...> Поэтический подкорпус Национального корпуса русского языка (www.ruscopora.ru — далее НКРЯ) предоставляет интересный материал, иллюстрирующий традицию использования элементов «коммуникативного дейксиса» (термин Н.К. Рябцевой, см. <...> Особый интерес вызывает использование поэтами лексем молчание, шепот, говор, которые употребляются автореферентно и метадискурсивно, т.е., по Н.К. Рябцевой, являют собой «своего рода „имя собственное“ речевого действия, позволяющее идентифицировать и отграничивать его от сходных, смежных или „смешанных“» [6. <...> Само лексическое значение метадискурсивных слов отсылает к некой коммуникативной ситуации: слово голос обозначает звучание голосовых связок при разговоре, пении и т.п., а также высказывание мнения, суждения; говор — звуки разговора, звучащую речь; шепот — тихую, почти беззвучную речь; молчание — отсутствие речи, разговора. <...> Арутюнова описывает как «нулевой речевой акт», отказ от речевых действий, которому предшествует говорение [1. <...> 113] и оказывается, что «содержание слито с молчанием как означаемое с нулевым означающим» [1. <...> Если принять во внимание тезис Ф. де Соссюра о том, что язык возникает как производное от речи [8. <...> 330], представляющее собой «склад акустических об* Все статьи, публикуемые <...>