УДК 821.351.42:801.6 О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТРИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИКИ* В.Ш. Расумов Кафедра чеченской филологии Институт чеченской и общей филологии Чеченский государственный университет ул. <...> Шерипова, 32, Грозный, Россия, 364051 Статья посвящена одной из самых актуальных проблем чеченской фольклористики — исследованию народного стихосложения. <...> Автор на основе большого фактического материала рассматривает проблему, связанную с особенностями метрики чеченской народной лирики. <...> Приняв во внимание самую важную особенность чеченского языка — фиксированное ударение на первом слоге, автор приходит к заключению, что чеченский народный стих является силлабическим. <...> Первым, кто в своих работах утверждал, что чеченский стих близок к силлабо-тоническому, был З.К. Мальсагов [4]. <...> Более того, учитывая тот факт, что главной особенностью чеченского языка является то, что в незаимствованных исконно чеченских лексемах ударение фиксировано — всегда падает на первый слог, из силлабо-тонических размеров в чеченской поэзии допустим только хорей и дактиль. <...> Так, о метрике чеченской народной поэзии Халид Ошаев и Зайнди Джамалханов пишут: «Илли — это особенные стихи. <...> В большинстве случаев, в чеченских героико-эпических песнях илли не бывает рифмы, но ритм бывает всегда. <...> Чеченские народные песни илли, в основном, по своему построению соответствуют двустопному или четырехстопному дактилю, а девичьи песни соответствуют четырехстопному хорею или трехстопному дактилю» [6. <...> В подтверждение этого тезиса они приводят примеры из текстов героико-эпических песен илли «ТIахьин Iумаран илли» и «Зайтин Шихмирзин илли», а также еще из двух лирических песен, определяя перед каждой частью героических илли и лирических песен метрический размер. <...> Как известно, чеченская художественная поэзия выросла на вековых традициях чеченской народной поэзии. <...> Такое обстоятельство заставляет задуматься, а не принять ли силлабический принцип <...>