УДК 81'373:823 КОНЦЕПТ ДЕРЕВО ИЛИ «ОДА КАРАГАЧУ»* Х.С. Мухамадиев Кафедра русской филологии, русской и мировой литературы Факультет филологии, литературоведения и мировых языков Казахский национальный университет им. аль-Фараби проспект аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040 Л.Ж. Мусалы Кафедра теории и методологии перевода Факультет филологии, литературоведения и мировых языков Казахский национальный университет им. аль-Фараби проспект аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040 Статья посвящена творчеству современного выдающегося поэта Олжаса Сулейменова. <...> В поэтических текстах разных авторов образ О. Сулейменова <...> В статье подчеркивается, что стихам Сулейменова присуща красочная образность и метафоричность. <...> «Земля, поклонись, человеку» как авторская строка и стихотворение «Карагач» стали интертекстуальным мостом для поэтических текстов его последователей. <...> Концептуализация поэтических образов деревьев в казахской русскоязычной литературе в первую очередь связана с именем Олжаса Сулейменова, считавшим, что дерево в степи — это символ одинокости. <...> Его строки «Плоская степь не любила торчащих деревьев», как и «Возвысим степь, не унижая горы» уже стали афоризмами. <...> Заголовок книги «Почтение земли…» как интертекстуальная перекличка с поэмой О. Сулейменова <...> Строки, в которых выведен образ почитаемого поэта, соотнесены со стихами «Ода Карагачу»: «Я — саксаул», олицетворяющими судьбы людей, стойко противостоящих трудностям и невзгодам [1. <...> В восточных культурах утверждается, что характер человека соответствует одному из деревьев: деревья, как и люди, бывают одинокими, сильными и слабыми, молодыми и старыми. <...> Выдающийся турецкий поэт Назым Хикмет в стихотворении «Старый вяз» уподобляет себя дереву: Я — старый вяз, что в парке Гюльхане, и в шрамах и в ожогах. <...> Последняя строка повторяется шесть раз, и этот рефрен создает особый ритм, высвечивая основную мысль автора [3. <...> В настоящее время не употребляется <...>