УДК 81′276.3053.2:159.922.7:159.946 К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА* Д.Н. Чернов, П.В. Морослин, А.С. Мамонтов Факультет психологии Международный славянский институт ул. <...> 25, Москва, Россия, 129085 В статье рассматриваются содержание и соотношение понятий «речь», «язык», «речевая деятельность», «речеязыковая способность», «чувство языка», металингвистическая рефлексия», «языковая компетенция» в контексте обоснования объекта изучения проблемы социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка. <...> Показано, что понятие языковой компетенции в полной мере удовлетворяет принципам целостности, субъектности, психологического детерминизма, исторической преемственности и практикоориентированности в рассмотрении указанной проблемы. <...> Становление речеязыковой сферы является важнейшим условием развития личности ребенка. <...> Помимо врожденных предпосылок, речеязыковое развитие ребенка зависит от множества социокультурных детерминант. <...> При всем многообразии выделенных на данный момент факторов развития речи и языка пока не предложено адекватной модели социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка. <...> Решение этой проблемы требует совместных усилий лингвистов и психологов и, прежде всего, побуждает четко выделить объект исследования. <...> Он должен в полной мере отвечать принципам целостности и системности, психологической детерминированности, характеризовать ребенка как целостного субъекта, являться выражением исторической преемственности в рассмотрении теории развития речеязыковой сферы, и вместе с тем связывать теорию с потребностями практики воспитания и обучения ребенка. <...> Прежде всего, определим в этом контексте эвристичность понятий «речи» и «языка». <...> Если до начала ХХ в. понятия «язык» и «речь» чаще рассматривались как взаимозаменяемые, то начиная с работ Ф. де Соссюра в реальном многообразии речевых <...>