УДК 81′276.11:823 СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА: ПРАГМАТИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ* А.А. Баталов, Н.В. Никашина Кафедра теории и практики иностранных языков Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются свойства средств речевого этикета как носители дополнительной информации, которые способны оказывать влияние на распределение смысловых акцентов в тексте. <...> Текст содержит богатый материал относительно существенных признаков средств речевого этикета (далее — СРЭ), реализуемых в речи. <...> Текст целого произведения как продукт естественного последовательного развернутого коммуникативного процесса несет информацию о текстообразующих функциях СРЭ, их участии в реализации текстовых категорий и стилистической специфике. <...> Становится очевидным, что практически любое их употребление способствует приращению смысла художественного произведения, оформлению его целостности, распределению акцентов, т.е. СРЭ выступают в качестве особых, частных систем в системе текста в целом. <...> Будучи использованными в художественном тексте в качестве коммуникативного компонента, СРЭ демонстрируют вариативность материальной формы и служат отражением многочисленных реакций говорящих на факты объективной действительности, только художественно преломленными. <...> Способность СРЭ быть носителем дополнительной информации и тем самым влиять на распределение смысловых акцентов в тексте определяет следующую классификацию функций СРЭ, в основу которой положен принцип зависимости употребления СРЭ от установки автора. <...> Прагматика текста инициирует соотношение СРЭ с другими единицами, что в свою очередь зависит от принадлежности произведения к определенному жанру, от тематики сообщения. <...> Сказанное выше позволяет различать такие прагматические функции: 1) нейтральные; 2) усилительные; 3) стимулирующие. <...> Семантика, 2013, № 2 Нейтральная функция <...>