№ 3 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ УДК 101.1 DOI 10.18522/0321-3056-2015-3-5-10 ДИСКУССИИ МЕЖДУ БУДДИЙСКИМИ ШКОЛАМИ ВАЙБХАШИКОВ И САУТРАНТИКОВ О РЕАЛЬНОСТИ ВРЕМЕНИ © 2015 г. Р.А. Акимов Акимов Рустам Акимович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. <...> Дан анализ дискуссии о реальности времени между буддийскими школами вайбхашиков (продолжатели ранней буддийской философии) и саутрантиками (школа, способствовавшая переходу от раннего буддизма – хинаяна к позднему – махаяна). <...> Констатируется, что представление о времени у древних индийцев не поднялось до уровня, который позволил бы построить законченную научно-философскую картину мира, глубоко повлиять на мировоззренческие установки древнеиндийских мыслителей. <...> Задумываясь о временности своего существования, мыслящий человек доходит до понимания того, что время – это тот «символ», который несет в себе противоречивость созидания и разрушения, рождения и смерти. <...> Для некоторых мыслителей смысл жизни заключается в познании самого времени. <...> Познав сущность времени, человек получит ответы на многие вопросы бытия, природы мира, своего места в этом мире, перспектив, целей и смысла своего существования. <...> Одни исследователи отстаивают реальность времени, другие считают, что время есть не что иное, как иллюзия человеческого сознания. <...> 5 Становление представлений о времени в древнеиндийской философии осуществлялось в рамках мировоззрения буддизма. <...> Если принять оценку отсчета возникновения буддизма с 500 г. до н.э., то, как предлагает Ф.И. Щербатский, в каждые последующие 500 лет можно обозначить три периода, которые выделяются спецификой философских и мировоззренческих представлений [1]. <...> Так, одной из отличительных черт буддийской философии второго периода в отличие от первого является переход от радикального плюрализма к не менее радикальному монизму. <...> Ранняя буддийская <...>